Воскресенье, 08.12.2024, 04:00Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Категории раздела
Как работать с информацией [6]
Работа с источниками информации
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Повышаем информационную культуру » Как работать с информацией

Как писать эссе
[ ] 14.03.2010, 21:17


          Вводная часть  

         Эссе (с французского essai – попытка, проба, очерк, от латинского exagium – взвешивание) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. (Субъективный - свойственный, присущий только данному лицу, субъекту. Трактовка - то или иное понимание, толкование, освещение чего-либо). 

Эссе - литературный жанр, основанный на ассоциативном мышлении.

Ассоциация - (от лат. associatio – соединение) – связь двух представлений (ощущений, восприятий, идей) когда одно, появившись, вызывает в сознании другое.

Заметим, что у всех ассоциации особые. Ассоциативный ряд зависит от многого: от силы впечатлений, вызываемых элементами ассоциативной связи, от их новизны, а также от способности человека к образному мышлению, от уровеня его знаний, жизненного опыта и т.д.

Ассоциативное мышление – мышление, основанное на ассоциациях. Исключительно важная составляющая разума человека по переработке информации, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование (отстранение от неважных деталей). Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей – обобщать, проводить параллели, порождать образ.

Оцените сравнения, которые нашёл автор, чтобы передать (обрисовать) читателю 

То, что пролетает мимо:

- Корабль на всех парусах.

- Годы человеческой жизни.

- Весна, лето, осень, зима.


 То, что нельзя сравнить между собой: 

- Лето и зима. Ночь и день.

- Ненастье и солнечная погода.

- Старость и юность. Белое и черное.

- Любимый и ненавистный.


 То, что человек обычно не замечает:

- Дни зловещего предзнаменования.

- Как понемногу стареет его мать…


 То, что наводит уныние

- Собака, которая воет посреди белого дня.

- Комната для родов, где умер ребенок.

- Жаровня или очаг без огня.

(Это моменты нескольких главок из «Записок у изголовья» японской писательницы XI века Сэй-Сёнагон, которая положила начало эссе в литературе Востока)


История жанра 

Родоначальником эссе считается французский философ Мишель де Монтень (1533 – 1592). Эссе появилось в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинство человека. В 1580 году Монтень опубликовал книгу, которую назвал "Les Essais" (Опыты) (фр. "еssai" - очерк, попытка, проба). 

Книга «Опыты» Монтеня не имеет какого-либо плана. Названия многих глав-размышлений даны с предлогом «О»: «О любви», «О воспитании детей», «О пытке», «О совести», «О страхе», «О предсказаниях» и др. 

Каждая глава имеет вид неоконченной, автор как бы оставил читателям место для домыслов, наталкивая их на определенную тему и мысли, связанные с ней. Что собственно и является главной идеей эссе - побуждать к размышлению. 


Применение эссе в наше время

В эссеистской манере изложения пишут философы, культурологи, искусствоведы, историки, - одним словом, специалисты в области общественных наук. Эссе имеет прямое отношение к публицистике.

Публицистика - (от лат . publicus - общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения разнообразия общественного мнения, в т. ч. формирующегося вокруг острых проблем жизни.

Обращаясь к этому жанру, профессиональный публицист должен обладать богатой памятью, обширными знаниями, бесконечной цепью ассоциаций, солидным опытом научно-теоретических изысканий и жизненных наблюдений. Читатель с первых строк обязан почувствовать в авторе эссе образованного, хорошо эрудированного специалиста, способного к широким обобщениям.(Обобщение - переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, вопросе - к мысли об общем).

Часто эссе может строиться без фабулы (в составе фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия), поскольку его предмет - авторский самоанализ мироощущения и интуитивное продвижение к новому знанию о бытии.  (Бытие - существование, реальность. Бытие определяет сознание).

На свободное самовыражение эссеиста накладывают отпечаток уровень и направленность общественного мнения, господствующие в стране философские концепции, особенности национального самосознания. Поэтому этот жанр, честно говоря, не укладывается в строгие рамки определений. Ведущей в современной эссеистике стала разработка бытия триады "человек, человечество, человечность" - поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Рассматривается эта триада, прежде всего, через нравственные категории, моральный уровень современного общества.

Кроме того, эссе применяется на выпускных и вступительных экзаменах, иногда при приёме на работу, так как позволяет оценить зрелость личности автора, его чувств, а также степень своеобразия мыслей и мировоззрения человека. (Источник


Три урока о работе над эссе

Урок 1. Особенности жанра эссе. Примеры литературных эссе.

Урок 2. Тема и авторская позиция.

Урок 3. Разновидности эссе. Советы по написанию.

Рекомендации к написанию эссе по обществоведению.

Советы к написанию сочинения (задание С) на ЕГЭ.






Категория: Как работать с информацией | Добавил: Редьярд
Просмотров: 25573 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.6/17 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
-------------------
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №1"
  • Сайт РУО