Понедельник, 11.12.2017, 10:49Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Урок 1. Особенности жанра



Основные признаки эссе

Такой вид манеры изложения как эссе применяется для оценки личности автора, его чувств, степени своеобразия мыслей, а также мировоззрения человека.

Учиться написанию эссе полезно для развития более четкого и грамотного формулирования мыслей, для тренировки работы с источниками, что, несомненно, помогает во многих сферах. (Цитирование стихотворных строчек, классических произведений, высказываний великих людей в эссе, если это к месту, очень приветствуется.)

 Рассмотрим особенности этого жанра.

 Основными признаками эссе являются: 

- Небольшой объем;

- Конкретная тема;

- Открытое личностное осмысление;

- Свободная композиция;

- Парадоксальность, афористичность, образность;

- Разговорная интонация и лексика.

 Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, автобиографическим фактам, искусству и многому другому. В нем могут соединяться различные способы мировосприятия: и художественное, и научное, и религиозное, и философское. Тема эссе как правило полемически заострена (т.е. выводит на спор), нацелена на нравственный и эстетический выбор личности. Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль. В отличие от очерка, статьи – в эссе факты являются лишь поводом для авторских размышлений. Автор эссе не анализирует что-либо, а рассуждает на конкретную тему, подчеркивая субъективность своего отношения и не претендуя на исчерпывающий ответ на поставленный перед собой вопрос. Тезисы часто являются личным мнением, впечатлением автора, полной обоснованности для эссе не требуется, главное – достаточная эмоциональность, заразительность. (Тезис – положение, главная мысль.)

 Приведём пример.

 Отрывок из эссе Стефана Цвейга «Книга как врата в мир».

«Я пытался представить себе, что это значит — не уметь читать, я пытался вообразить себя на месте этого человека. Вот он берет газету — и ничего в ней не понимает. Вот он берет книгу и взвешивает ее на руке — чуть полегче, чем кусок дерева или железа, четырехугольная, пестрая ненужная вещь, — и он снова откладывает ее, не зная, что с ней делать. Вот он останавливается перед книжным магазином — и все эти красивые, пестрые, желтые, зеленые, красные, белые прямоугольники с золотым тиснением на корешке для него все равно что бутафорские фрукты или запечатанные флаконы духов, не пропускающие запаха. Вот при нем называют священные имена Гёте, Данте, Шелли, а они ничего не говорят его сердцу, для него это звук пустой, бессмысленное сочетание слогов.

Он не ведает, бедняга, сколько наслаждения внезапно дарит человеку одна-единственная строка, сверкнувшая, будто серебряный месяц из-за темных туч, он не ведает глубоких потрясений, когда в тебе начинает жить чужая, выдуманная судьба. Он замурован в самом себе, ибо не знает книги, он влачит тупое существование троглодита, и нельзя понять, как он, отторгнутый от мира, выносит эту жизнь и не задохнется от собственной скудости. Как можно жить, не зная ничего иного, кроме того, что случайно увидел глаз или услышало ухо, как можно дышать без дуновения мира, который струится из книг?»  Источник   

 Эссе отличает оригинальная мысль, идея, нестандартный взгляд на какую-либо проблему - парадоксальность суждений. (Парадоксальность - неожиданность, непривычность, оригинальность, противоречивость себе, исходным посылкам, общепринятому, традиционному взгляду или здравому смыслу.)

Эссе – это диалог, полемика (спор), и прежде всего с самим собой. Важно найти оригинальную идею, трактовку, а затем при раскрытии её – подобрать точные и интересные определения, эпитеты, метафоры, олицетворения и сравнения. Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает аналогии; привлекает многочисленные примеры; проводит параллели; использует всевозможные ассоциации.

Приведём еще один пример (Перейдите к примеру по гиперссылке).

Симон Соловейчик    «О власти над своей речью»  Источник

По форме, пожалуй, самые близкие к эссе жанры – письмо или беседа. Собственно, эссе может быть написано в форме письма, очерка, исповеди, дневника, проповеди, – всё зависит от адресата и задач автора. Но, кому бы ни было адресовано эссе, непременное требование жанра – диалог с самим собой. Это обращение-размышление. Чаще всего эссе пишется от первого лица (Я, МЫ). 

Автор не должен быть равнодушен к теме, на которую рассуждает. Он должен стремиться высказаться, должен понимать, что нового он скажет в своем размышлении, иначе не будет оригинальности, которая и составляет главную ценность этого жанра.

Ещё одна примета эссе как жанра – свободная композиция. Последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки. Связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер. Отсюда особый синтаксис – множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции. В пунктуации – многоточия, будто приглашающие к соразмышлению.

Рассмотрим следующий пример.

Сначала прочтите стихотворение - это отправная точка.

ПОСЛУШАЙТЕ! 

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

                                              жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к Богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит -

чтоб обязательно была звезда! -

клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

"Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!"

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Теперь прочтём ученическое эссе (перейдите по гиперссылке) 

"Послушайте! Вы слышите?..."

Пишущий эссе должен стараться максимально вступить в контакт с тем, кто будет читать его текст. Средства контакта – многообразны. К ним относятся вопросы к адресату, к самому себе с последующим ответом, различного рода обращения к адресату, высказывания, побуждающие читателя привлечь внимание  к определенному месту в тексте, к какой-либо цитате, и др. Возможно и введение додуманной  чужой речи типа: «Вы, возможно, скажете, что…»; «Вы, наверное, думаете, что…»; «Если бы мне сказали, что… то я бы ответил» и т.д. Отсюда текст эссе становится многоголосным (полифоничным). Читатель будто слышит несколько голосов, воспринимает несколько точек зрения, вступает в контакт не только с эссеистом, но и с целым рядом живших или живущих ныне людей. Это достигается и цитированием: так вы можете вплести в своё рассуждение мнение великих людей, слова известных литературных героев и т.д.

Отличный пример полифоничности (многоголосия) эссе – книга Л. Анненского «Серебро и чернь».

Прочтём отрывок.

Марина Цветаева.

"Мы коронованы …одну с тобой мы землю топчем…"

         «Они встречаются - как две королевы, в 1941 году, за считанные дни до войны, которая убьёт одну из них. После тридцати лет заочного знакомства встречаются впервые.

          Почему не раньше? Тридцать лет Цветаева знает стихи Ахматовой. Пишет ей влюбленные письма, посылает подарки, просит автографы и получает их. Знакомиться - гордость не позволяет (как и с Блоком, которого - боготворит). Лишь вернувшись из эмиграции, передаёт Ахматовой - через Пастернака - что хочет её увидеть и просит позвонить.

          Звонок:

          - Говорит Ахматова.

          - Я вас слушаю.

          (Да, да, вот так: ОНА меня слушает! - не без яда комментирует Ахматова много лет спустя, пересказывая разговор Лидии Чуковской).

           А в тот момент - в трубку - царственно:

          - Мне передал Борис Леонидович, что вы желаете меня видеть. Где же нам лучше увидеться: у вас или у меня?

           (Ахматова в Москве – гостья, Цветаева вообще бездомна: уже два года мыкается по чужим углам; и та, и эта – не "хозяйки").

          - Думаю, у вас, - говорит эта.     

 - Тогда я сейчас позову кого-нибудь нормального, кто бы объяснил вам, как ко мне ехать, - говорит та.

          - Пожалуйста. Только нужен такой нормальный, который умел бы объяснять ненормальным, - говорит эта.

           Далог богинь. Обе венценосные - в душе, в глубине души, в сознании своего права, притом, что внешне обе нищенки. Одна пишет: "Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне"...  Другая может повторить это о себе, заменив "сына" на "дочь". И каждая – не хочет знать "этой жизни", "этой нормы". Вплоть до того: как доехать от Покровских ворот до Ордынки... Или подняться в лифте - ни одна не умеет. У Ахматовой - непрактичность Прекрасной Дамы: не знает, как нажимать кнопки. У Цветаевой - еще и мистика: голос лифтерши страшит ее, как зов преисподней.

           И гордость царственная - у обеих. Недаром всю жизнь рвутся рыцари к ручке. Вертинский так прямо и просится: позвольте приехать ручку поцеловать (знаменитая скандальная встреча в 1946 году, когда он объясняет, как любят Россию эмигранты, а она ему царственно указывает, что любящие Россию не покидают ее в беде). Портретисты от Модильяни до Анненкова, от Лансере до Елисеева и от Альтмана до Наппельбаума - не мыслит ее облика без нежной и тонкой кисти в центре композиции. Что уж говорить о мемуаристах – тут чуть не каждый мысленно подходит к ручке.»

            Вы видите, сколько героев упоминается тем или иным образом в этом тексте, и каждый "работает" на подтверждение мыли автора эссе: Ахматова и Цветаева - царствующие королевы русской поэзии, вынужденные жить среди "черни", "на общих условиях". 

            Примеры эссе                     

            Таким образом, подводя итог первого знакомства с эссе, повторим, что это – вид творческой работы, жанр, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я», на «безграничные поиски нас самих» (М. Монтень).

            Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Основная цель эссе: «…Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении»  (О.Ванштейн «Для чего и для кого писать эссе?»). 

             Следующий урок - о следовании теме в эссе и о выражении авторской позиции.

             Перейти к Уроку 2. Тема и авторская позиция.

             Вернуться к первой странице Как писать эссе.

  

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
-------------------
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • ОСОШ №1
  • Сайт РУО