Воскресенье, 18.08.2019, 03:57Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок 2. Тема и авторская позиция



Тематическое соответствие

Остановимся на следующем законе эссе – это чёткое следование теме – тематическое соответствие. Причём, напомним, что наличие конкретной темы и вопроса в эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа. Именно поэтому в названиях эссе присутствует предлог «о» и наличие союзов «как» и «или». Например: «Книга, как врата мира», «О стихотворениях Гете» (Стефан Цвейг), «Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимир Набоков), «Как читать книгу» (Иосиф Бродский).  

Мало того, можно прямо тему в тексте не называть. Автор как бы «ходит кругами» вокруг конкретной темы, словно «плетет кружево» или «паутину» повествования, подталкивая читателя к додумыванию мысли автора или к спору с ней. Это качество манеры написания характеризует свободное владение темой.

Заголовок, конечно, определяет тему работы, но кроме отражения содержания он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого. Как вы думаете, можно ли, опираясь только на названия, заранее судить о содержании работы? Конечно, нет, ведь мы уже говорили о парадоксальности эссе, как об одной из характеристик этого жанра. Но, однако, следует точнее разбираться в названии темы перед написанием работы.

К примеру, различаются ли по смыслу между собой три темы: "Зима пришла", "Русская зима" и "Красоты зимы"?

Попробуйте написать крошечное эссе-зарисовку (пять-шесть предложений) на каждую из этих тем: Опишите определённый в теме момент жизненной реальности, чтобы у читателя воссоздался его живой образ, переданный вашими словами, которые вам подсказывает ваше восприятие, ваше ассоциативное мышление. Будет ли различаться содержание? 

(См. Примеры черновых набросков на эти темы.) 


Логика изложения рассуждений 

При любом типе эссе – важна логика размышления в нём. Эссе  – это не только красивое законченное произведение в прозе. Это упорядоченная череда абзацев, несущих информацию, задача которой – целенаправленное действие: доказать, убедить, уверить или др. (Поробнее о логике доказательства - см. здесь)

Овладевая мастерством написания эссе, необходимо формировать "тезисное мышление", когда вы можете в лаконичной и понятной форме развивать исходный тезис. (Тезисы – главные мысли письменной работы, доклада, которые излагаются в нескольких предложениях.) 

Вы должны поставить перед собой определенную цель: какое воздействие вы хотите оказать на читателя своего эссе?

Например, вы хотите:

1) предоставить информацию или  научить  читателя чему-то;

2) удивить читателя, или дать читателю что-то, что он оценит или от чего получит удовольствие;

3) тронуть читателя, подвигнуть на какой-либо поступок или помочь в принятии решения.

В хорошем  эссе  достигается одна или несколько таких целей. В плохом  эссе, даже при наличии идеальной композиции, орфографии и пунктуации, автор перед собой таких целей не ставит.


Авторская позиция 

В эссе должна быть ярко выражена авторская позиция. Помните об этом при выборе темы (если есть выбор). Стоит ли тратить свою энергию, работая над темой, которая вас абсолютно не трогает? Пытливый читатель это почувствует и потеряет всяческий интерес к вашему труду. Эссе должно оказывать влияние на читателей, заставляя их переживать определенные эмоции (злость, удовлетворение, восторг, страх и т.д.) или мотивируя их на какие-либо поступки. Намного проще убедить кого-то в том, во что ты сам веришь или воодушевить на поступки, которые ты сам готов совершить.

Приведём ещё один пример.

Отрывок из эссе для сдачи экзамена по зарубежной литературе в университете культуры (МГУКИ)

«Талантливая литература, которую не стоило бы показывать миру».

(По книге П.Зюскинда «Парфюмер»)

 «Гренуй считает, что видит человека насквозь. Все его слабости. Всё, чем пахнет, а значит (для него) – из чего он состоит. Нелестные ингредиенты: горстка кошачьего дерьма, капля уксуса, кусочек  испортившегося сыра, тухлое яйцо, роговая стружка, пригоревшая свиная шкварка, вонь рыбьих потрохов, бобровая струя, нашатырь и мускат. Вот все наши составляющие, друзья!

Он практически достиг своей цели. Толпа была у его ног. Но кому доказывать что-либо? Людям, которые руководствуются низменными потребностями, хотя и нагородили вокруг понятия морали и т.п.? Испытывать чувство удовлетворения от власти над этим сбродом?

«Раз в жизни ему захотелось стать таким, как другие люди, вывернуть наружу всё своё нутро: как они обнажили свою любовь и свое глупое почитание, так он хотел обнажить свою ненависть. Он хотел один раз, всего один-единственный раз быть воспринятым в своей истинной сути и получить от людей отклик на свое единственное чувство – ненависть». Но люди и на ненависть оказались неспособны. Они сожрали его «из любви». Последний образ человечества, оставленный автором нам на память, - удовлетворенный людоедством сброд.

И это главное, из-за чего не надо было бы выпускать роман «Парфюмер» в свет. Или хотя бы не рекомендовать его налево и направо как народившийся литературный шедевр, с которым всем надо ознакомиться. Сюжет данного произведения доказывает читателю, что люди (и сам читатель) действительно ничуть не лучше того, каким представляются Жану Батисту Греную. Хотите, считайте меня чеховским «человеком в футляре», в данном случае я не против. И даже то, что сам Гренуй дважды в романе физически, до потери сознания, ощущает чувство омерзения к себе больше, чем ко всем презираемым им людишкам, не меняет моего мнения.

Самым тяжким преступлением толпы на все времена, насколько я понимаю, считается распятие невинного Христа. Но ведь уже больше двух тысяч лет каемся за этот грех, хоть и не сами лично его совершили.  На мой взгляд, Зюскинд перечёркивает надобность искупления. Он говорит нам своим произведением: всмотритесь в окружающие вас лица, читатели, признайте, что все такие, и не придумывайте героизма, самоотречения, высших  душевных порывов...  Будьте самими собой, не изменяйте себе. Имеете на это право. Чикатиле – чикатилово, Ганнибалу – ганнибалово…

Фу-ты, ну, правда, ни одного светлого помысла не рождает эта книга! Может, кто-нибудь другой при чтении воспарил?

После прочтения этого романа П. Зюскинда мне захотелось промыть и прочистить свои мозги, чтобы даже воспоминаний о мерзости самоуверенного больного извращенца не осталось. Полечиться стихами А. Пушкина…»                                        Е.И. Коптяева

 

Приёмы воздействия на читателя

Теперь поговорим о приёмах речевого воздействия на читателя вашего эссе. 

Итак, вы выбрали тему и задумались: а какой цели вы хотите достичь, излагая своё видение этой темы?  Просто написать всё, что знаете по теме, как на экзамене? Тогда это не будет эссе. Надо попытаться в рамках изложения своих знаний раскрыть еще и личностное отношение к излагаемому. Как добиться эффекта "вашего присутствия" в тексте? Очень просто: продумайте в какой роли вы выступаете в своём эссе. Как учитель? Как проповедник? Как будто вы на исповеди? Как гид? Как оппонент? 

Как «научить» читателя

Работайте над эссе так, как будто действительно создаете что-то новое.

Когда вы пишете с целью «научить», подумайте над тем, что стоит рассказать об описываемом предмете. Затем поясните читателю, почему ему нужно знать об этом, а также расскажите, все, что считаете необходимым. 

Попробуйте вести читателя за своей мыслью; предоставить ему множество данных, которые бы иллюстрировали или доказывали основной посыл; объяснить читателю, как каждая незаметная деталь составляет единую картину произведения; сравнить разные факты и версии, чтобы читатель понял, что есть что; расскажите ему историю, которую стоит знать, как учитель на уроке излагает новую тему.

Как поразить читателя.

Довольно часто эссе призваны удивить читателя. Надо писать так, чтобы читатель с самых первых строк почувствовал, что имеет дело с личностью, которую стоит узнать получше. Читателей эссе должно поразить что-то красивое, хорошее или настоящее, а ваша задача – помочь им оценить это, показать, почему оно достойно их внимания. Учтите, что если вы на самом деле считаете что-то красивым, хорошим или настоящим, вы можете положиться на собственный вкус, обосновывая свою позицию. 

Например, если костюмы в фильме кажутся вам красивыми, помогите читателю представить, как они выглядели, и заинтересуйте их лучшими деталями. Если вы считаете, что определенная политика хороша для определенного народа, спрогнозируйте те хорошие результаты, которые произойдут в будущем, и свяжите их с проводимой политикой. Если вы поражены тем, как автор детективного романа держит вас в напряжении до самой последней страницы, постарайтесь передать это чувство читателю, приводя наиболее интересные отрывки и подчеркивая, что делает их такими интригующими. Если вы думаете, что философ попал в самую точку, объясните значительность проблемы, о которой пишет философ, и покажите, какой вклад он сделал в решение данного вопроса. И т.д. 

Как тронуть читателя.

Если есть что-то значительное, что заставляет вас испытывать злость или страх, возможно, стоит рассказать об этом. Но в случае, если перед вами не стоит цель написать о себе, читателям, возможно, будет неинтересно знать, что трогает вас. 

Есть три способа заставить человека сопереживать вам или хотя бы затронуть его эмоции:

- Если вы что-то чувствуете, объясните почему;

- Опишите читателю ситуацию или расскажите об опыте, впечатлившем вас;

- И если еще есть неясность, то докажите, что ваши эмоции оправданы. 

Например, если вам не понравилась заключительная сцена в пьесе и вы чувствуете недовольство, почему такое произошло? Может быть, из-за незаконченных сюжетных линий? Или потому, что злодей не получил по заслугам, а главной герой ничего не сделал по этому поводу? Или подразумевалось, что пьеса будет поставлена на сцене, но вся ваша энергия ушла на чтение книги? Предположим, что причина в незаконченности сюжетной линии. Основной мыслью вашего эссе, например, должно быть то, что драматург написал такой запутанный сценарий, что читателям пришлось искать что-то хорошее в других моментах. Вы можете представить сюжетную линию из первого и второго акта и показать, что в пятом акте она теряется. Подчеркните, что если бы пьеса была написана в жанре комедии, то таким недоработкам можно было бы и не придавать особого значения, так как тут главное насмешить публику. Но если все-таки это серьезное произведение, автор нас сильно разочаровал. Ну, возможно, диалоги были ничего.

Вы также можете сказать, что эссе написано хорошо, если оно заставляет читателя встать и сделать то, к чему вы призывали. Часто, если вы затрагиваете эмоции своих читателей, вы можете подтолкнуть его к действиям, которые выражают, гасят или усиливают его чувства.

Например, если вы хотите, чтобы читатель оценил развитие характера какого-либо персонажа в книге, можете сослаться на другие книги с подобной сюжетной линией. Или хотите заставить читателя почувствовать злость по отношению к последствиям того, что написал автор, вы можете указать, что кто-то все-таки воплотил в жизнь эти последствия. Тогда, возможно, ваш читатель выйдет и остановит это! Расскажите, как труды одного экономиста пятидесятилетней давности могут оказать серьезное влияние на то, как будет проходить голосование на следующем референдуме. Или согласитесь с мнением философа-моралиста касательно того, что популярные практики обычно несут вред, убедите читателей в своей правоте и в необходимости перестать следовать им.

Цель хорошего эссе, призванного затронуть эмоции читателя, в том, чтобы он выбрал правильный путь. Может быть, он отложит чтение на середине, встанет, наденет пальто, и сделает то, к чему Вы призываете. Если вы правы и все сработает, то вы получите либо высокую оценку, либо революцию, либо спасенную цивилизацию. Если ваш совет плох, и читатель поймет это, берегитесь.

Следующие примеры помогут вам структурировать эссе, которое эффективно учит, удивляет и/или трогает читателя.

Круиз: Если вы знаете многое, что можно рассказать читателю, убедитесь, что излагаете свои мысли упорядоченно. Не вдавайтесь в лишние и ненужные подробности, придерживайтесь заданного курса. Из Англии корабль не поедет на юг и потом на восток в Турцию, на запад во Флориду, на восток во Францию и на северо-запад в Гренландию, и т.д. У корабля есть четкий маршрут из одного порта в другой. И помните, что круиз должен быть увлекательным: на каждой остановке должно быть что-то, заслуживающее внимания вашего читателя.

Лифт: Если вы выстроили четкую линию аргументации в вашем эссе, убедитесь, что читатель не потеряет ее. За одну поездку в лифте человек может ехать только в одном направлении, с каждым этажом поднимаясь все выше, или спускаясь ниже. Также и вы – не перепрыгивайте с аргумента на аргумент. Если вы пишите эссе, призванное тронуть эмоции читателя, не пренебрегайте описанием; дайте эмоции возможность выстроиться. Если ваша цель – показать рассерженному читателю, почему не стоит злиться, постепенно ведите его к успокоению. Не заставляйте его подчиняться вам.

Космический корабль: Возможно, вы мыслите широко и уделяете слишком много внимания деталям. В этом случае не стоит вдаваться в подробности – возвысьтесь над ними, пригласите читателей в увлекательный космический полет. Учтите, что и на этом уровне программа должна быть интересной, иначе все зададутся вопросом, зачем же они поехали так далеко. Например, у вас нет времени рассказать о положении женщин в Англии 18-ого века, но есть несколько интересных идей о взаимоотношениях мужчин и женщин в целом. Выделите ваши общие наблюдения и коротко поясните только некоторые детали.

Едем в тандеме: Если у вас есть что-то важное, о чем хотите поведать читателю и не выглядеть при этом глупо, возьмите его за руку и поведите за собой. Тогда читатель посмотрит на вещи вашими глазами, под тем же углом. Обратите внимание, что не все читатели хотят поехать в такое путешествие. Но если вы обладаете полной информацией, все в ваших руках. Вам решать, что знать или чувствовать вашему читателю.

Библиотека: Хорошие исследовательские эссе похожи на посещение библиотеки с экскурсоводом. Принесите читателю несколько достойных и значимых книг, выделите ключевые абзацы и объедините их вокруг общей темы исследования.

Паломничество: Когда вы хотите, чтобы читатель по-настоящему оценил что-то достойное его внимания, приведите его в лучшие места и укажите на то, что прекрасно. Например, воздушная рифма поэта лаконично связывает две основные темы стихотворения – и посмотрите! Эта же рифма в другом стихотворении и уже на другую тему перекликается с первым. Остановитесь! Посмотрите, как два стихотворения образуют единое целое, ведя нас от одной эмоции к другой и так далее.

Зона боевых действий: Это усиленная форма сравнительного эссе, построенного на контрастах. Вы выявляете отличия и ставите их противоположно друг другу. Опишите все аспекты на одной странице, не мешайте их соперничеству. Возможно, есть две различные точки зрения на заданный вопрос, и что? Объясните читателю, почему сравнение необходимо.(Источник)


Перейти к Уроку 3. Разновидности эссе.

Перейти к первой странице "Как писать эссе".



Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
-------------------
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • ОСОШ №1
  • Сайт РУО