Отметим наиболее приемлемую технику доказательства приведенных в эссе высказываний.
Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация – это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.
Восприняв доказательство, мы становимся в известной степени активными, приобретая готовность убеждать других с помощью данного рассуждения. Если наши ученики, владея аппаратом доказательства своих тезисов и восприняв совершенной новую структуру экономических знаний о развитии общества и его ценностях, смогут убедить других в необходимости того или иного решения, можно надеяться на изменение к лучшему не только в экономике страны, но в обществе в целом. А теперь обратимся к основному аппарату доказательств, необходимых для написания эссе по экономике. Структура аргументации (доказательства) Структура любого доказательства включает в себя по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения. Тезис – это сужение, которое надо доказать. Аргументы – это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод – это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения – это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Аргументы обычно делятся на следующие группы: А) Удостоверенные факты, к которым относится так называемый фактический материал, то есть статистические данные о доходах на душу населения, величине выпускаемой продукции и т.д., территории государства, выполнении плана, количестве вооружения, свидетельские показания. Факты – это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании – законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных. Б) Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом. В) Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства. Если вернуться к требованиям, предъявляемым к эссе, и соотнести их с элементами структуры доказательства, то можно проследить тесную связь между критериями оценки и способностью учащегося аргументировать свой ответ, так как в первую очередь оценивается способность мыслить не хаотически, а в строгой логике и использовать виды аргументов для доказательства своего тезиса. Но для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Виды связей в доказательстве Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной. Для начала разберем суть прямого доказательства – доказательства, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны кататься на лыжах, так как сегодня очень холодно. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей. Индукция - мыслительный процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от особенного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация. В качестве примера можно привести достаточно широко известные разработки уроков с введением понятий "спрос” и "предложение”, когда ученикам предлагается составить опросный лист и предложить как можно большему числу людей внести в него свои мнения по поводу цены и количества покупаемого по данной цене товара. На основе собранных фактов строится шкала спроса и предложения, которая отражает зависимость величины спроса и предложения от устанавливаемой цены. Дедукция – процесс рассуждения, где вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А.Линкольн – один из самых ярких лидеров в истории Америки. Аналогия – способ рассуждений, построенный на сравнении. Аналогия предполагает, что если объекты А и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Например. Издания различных образовательных организаций не должны подвергаться контролю со стороны спонсоров. Газета "New York Times”, с счастью, не подвергается такому контролю, иначе в стране не было бы свободной прессы, способной выступать с критикой существующих порядков. Поэтому издания образовательных организаций должны быть свободными, чтобы иметь возможность объективно оценивать образовательную политику правительства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.
И, наконец, причинно-следственная аргументация, которая широко используется в образовательных программах по всем школьным предметам. Очень часто в классе можно услышать следующие вопросы: "Почему большевики пришли к власти?”, "Почему меняется спрос на определенный товар?”, "Почему тело движется в этом направлении?”. Все эти вопросы требуют объяснения причин происходящего явления. Иногда это может быть целый ряд причин. Например: "Почему возник пожар? - Потому что человек бросил горящую сигарету. Почему он ее бросил? - Потому что спешил на работу. Почему он спешил на работу? и т.д.”. Вспомните песенку о прекрасной маркизе и ее сгоревшей усадьбе. Это и есть пример аргументации с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).