На уроках литературы пятиклассники столкнулись с тем, что они совсем не понимают смысл пословиц.
Был проведён опрос среди учителей и школьных библиотекарей, чтобы узнать у них: нужны ли пословицы сегодня, почему они уходят из употребления в речи, и надо ли что-то делать, чтобы вернуть их в обиход.
Выяснилось, что из 19-ти опрошенных все как один сказали, что пословицы нужны, что уходят они из-за того, что кому-то лень разбираться с их смыслом, из-за бедности лексикона школьников, из-за того, что подростки не умеют рассуждать и слабо мыслят (как результат – не понимают, о чем говорится в пословицах).
Пословицы и поговорки появились задолго до того, как возникла письменность. Этот чудо-фольклор передавалось из уст в уста, из века в век.

Пословица – один из жанров словесного творчества, их образы отражают мировоззрение нашего народа, отношение к обществу, историю и духовность. Любой народ отбирает и обобщает в пословицах жизненный опыт, в этом состоит особенная их ценность.
Пословицы и сегодня остаются актуальными, они:
⁕ украшают речь, помогают более ярко выразить мысли;
⁕ высказывают в краткой форме позицию человека, их произносящего;
⁕ помогают в трудных ситуациях;
⁕ имеют историческую ценность, т.к. позволяют узнать больше о культуре и быте различных народов;
⁕ развивают мышление, т.к. изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.
Было решено разработать и реализовать проект, чтобы разобраться в смысле хотя бы двух десятков пословиц. А для того, чтобы и другие могли понять о чем говорится в пословице, лучше всего сочинить рассказы или сказки, в сюжет которых эти пословицы включены.
Цель проекта: осмысление пословиц через сочинение историй с их использованием.
Для проекта были выбраны 24 пословицы, с запасом, чтобы каждый из 19 учеников 5 Б класса смог выбрать более понравившуюся.
На уроке литературы стали обсуждать, кто как понимает смысл выбранных пословиц и насколько они годятся в нашей жизни. Все оценили эти пословицы как современные и важные.
Распределили их между учениками для сочинения историй по ним. Но этап сочинения затянулся надолго. Не все справились с поставленной задачей сами, им понадобилась помощь. Зато другие захотели придумать ещё по одной истории на оставшиеся пословицы. А четыре истории по пословицам ребята сочинили, работая в группах.



Потом с помощью руководителей немного подредактировали тексты, исправили ошибки. Набрали их на компьютере.
Роман Заостровцев и Людмила Андрианова нарисовали иллюстрации к историям. Оцифровали рисунки на сканере в школьной библиотеке.

Версткой текстов в брошюру занимался Егор Ожигин под руководством библиотекаря. Между рассказами вставляли иллюстрации. Когда всё было свёрстано, листы сброшюровали большим степлером.



Представили получившийся сборник 5 Б классу.


Обсудили и оценили проектный продукт со всеми. Потом оформили проектную папку и подготовили защиту проекта.
Достигнутые результаты
1. Пятиклассники узнали смысл многих пословиц.
2. Ученики сочинили разные истории и сказки с пословицами, чтобы их смысл стал яснее в контексте.
3. Авторы историй попробовали свои силы в роли сочинителей.
4. Художники-иллюстраторы хорошо оформили классный сборник.
5. Верстальщик научился делать из текста книжку.
6. Выступающие на конференции потренировались в публичной защите проекта.
В процессе реализации проекта авторы проекта ближе познакомились с пословицами и их важной роли в жизни любых народов. Пятиклассники обсуждали и обдумывали смысл пословиц на занятиях и во время сочинения по ним историй. Таким образом, цель проекта была достигнута. 5Б выполнил классный проект, каждый вложил в него свою лепту.
Надеемся, что теперь ребята будут использовать пословицы в своей речи.
В процессе работы были сделаны следующие выводы:
1. Сочинять истории может не каждый, это требует хорошего воображения. Но с другой стороны, воображение можно развить, в том числе, сочиняя какие-то тексты.
2. Если включать в маленькие рассказы пословицы, то они получаются очень поучительными.
8 апреля состоялся муниципальный конкурс "Лучший читатель школьной библиотеки-2025". От 5Б на конкурсе проект представляли Андрей Тюлюбаев и Роман Заостровцев. Проект занял первое место в своей номинации.
|