29 декабря 2023 года в 8 А классе прошёл диспут "Хорошо ли это быть "как все", "со всеми" и "для всех"?" по повести А. Лиханова "Безумная Евдокия". Учитель литературы - К.А. Молчанова, провела диспут - педагог-библиотекарь Е.И. Коптяева.
За пару дней до диспута класс письменно ответил на предварительные вопросы. Третий вопрос: "Кто, по-твоему, виноват в случившемся?", а четвертый вопрос - главный вопрос диспута. Большого разнообразия в ответах не было, они разделились на несколько вариантов.
На самом диспуте школьников было немного, и они разделились примерно поровну на две позиции: одни за то, что никогда не надо быть "как все", "со всеми" и "для всех", другие за то, что иногда надо.
Интересно, что на вопрос: кто из героев повести самый заурядный, "как все"? - класс не назвал никого. Хотя в письменных ответах часто высказывалось мнение, что Евдокия Савельевна делала всех одинаковыми, не давала никому выделяться.
Предложено было назвать кого-то из персонажей, кто был "со всеми". Сначала сказали о Борисе. Причем, оценено это было в положительном ключе, потому что надо поддерживать хорошее отношения со всеми. В другом случае ты не сможешь рассчитывать на помощь, если она понадобится.
Но ведь очень многие в классе считали, что надо быть особенным, придерживаться своего мнения, своих интересов. Однако на диспуте этого никто не отстаивал. Хотя заметили, что можно быть не "как все" и в то же время не против всего класса.
"Для всех", по мнению класса, была Евдокия Савельевна. Она пыталась быть примером, всё делала для того, чтобы никто не выделялся, все были "серой массой". (Аргументов в защиту последнего было маловато.) Родители Ольги тоже жили не для себя, свою жизнь посвятили дочери. Люся и Борис - "для всех". Борис всем помогал, но и себя не забывал. (Этот тезис ничем подтверждён не был.)
Ведущая задала вопрос: можно ли назвать Бориса личностью? С трудом назвали некоторые факты из повести, которые показывают, что Борис на самом деле выделялся в классе.
Потом так же разобрали образ Люси, найдя и в ней особенный талант. Не говоря о Евдокии Савельевне, которая была настоящим героем. И не равняет она всех, а пытается вдохновить каждого, даже самого отстающего, расширяет им кругозор, устраивая встречу с разными людьми.
Далее обсудили характер и поступки Ольги. "Оля - антипод Евдокии Савельевны". Не любила учителя за то, что Евдокия её не возвышала над другими, за то, что учитель хочет, чтобы каждый поверил в свою успешность.
Интересно, что не смотря на обращение Оли с подругой, с родителями, максимум что было названо среди отрицательных черт этого персонажа повести, что у неё завышенная самооценка, что она гордая. "Ольга просто пыталась сохранить своё мнение в классе". То ли восьмиклассники не считают поступки Ольги подлыми, то ли прощают ей это, потому что не считают подлость отвратительной - "это просто её мнение". Правда, кто-то всё же сказал, что Оля не думала о последствиях своих поступков.
В этом классе диспут свелся, скорее, к дискуссии: слишком не развёрнутые ответы с минимальной возможностью дать развитие дальнейшему обсуждению. И обратная реакция тоже почти отсутствует.
Мнения разделились по поводу возраста, с которого человек должен уже сам себя воспитывать и отвечать за своё поведение. Одни считают, что с 10, другие - с 16 лет. В зависимости от этого ребята называют виноватого в происшедшем. Многие винят учителя или родителей. Учитель не уследила, а родители не так воспитали.
В результате практически все встали на позицию, что иногда надо быть "как все", "со всеми" и "для всех", но сугубо по ситуации, и каждый должен решать это сам. Важно соблюдать баланс между быть "со всеми" и жить для себя.
А если бы на самом деле люди были одинаковыми - "как все" - то не возникало бы великих людей, вошедших в историю.
Правда, в процессе разговора можно было прийти к выводу, что нет одинаковых людей - каждый особенный. У всех свои мысли, чувства, желания. Просто не надо отсиживаться, отмалчиваться, надо пробовать себя в разных областях - искать себя.
В целом, разговор состоялся, пусть и не совсем в форме диспута.
Большое спасибо всем активно выступавшим.
|