Воскресенье, 17.11.2024, 16:20Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Категории раздела
2010/11 уч.год [10]
2009/10 уч.год [2]
Проекты прошлых лет [2]
2011/12 уч.год [7]
2012/13 уч.год [3]
2013/14 уч.год [8]
2014/15 уч.год [11]
2015/16 уч.год [8]
2016/17 уч.год [12]
2017/18 уч.год [14]
2018/19 уч.год [15]
2019/20 уч.год [16]
2020/21 уч.год [30]
2021/22 уч.год [31]
2022/23 уч.год [28]
2023/24 уч.год [36]
2024/25 уч.год [4]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Проекты » 2020/21 уч.год

Подиум-дискуссия в 5 Б классе
[ ] 23.12.2020, 22:25

 

21 декабря 2020 года в 5 Б состоялась подиум-дискуссия по рассказу И.С. Тургенева «Муму». Вопрос для обсуждения: «Мог ли Герасим поступить по-другому?»

От класса позицию «ЗА» защищала Ярослава Пеньевская, экспертом с этой стороны стала Татьяна Ивановна Белова (учитель литературы). Позицию «ПРОТИВ» от класса представлял Гордей Горяйнов, с его стороны экспертом выступила ученица 9 А класса Софья Сумарокова. Ведущая – педагог-библиотекарь Е.И. Коптяева.

Отметим, что роли оппонентов разыгрывались по жребию. Выступающий мог сам мне разделять данное мнение, но должен был подготовить доказательства для доставшейся ему позиции.

Сначала было предоставлено слово стороннице позиции «ЗА»: то есть Герасим мог поступить по-другому. Ярослава аргументированно настаивала, что Герасим мог не отказываться от Татьяны, потому что она явно начала испытывать к нему симпатию. А цену Капитону Герасим знал. Поскольку дворовые его побаивались, то, может быть, он смог бы отстоять свою любовь к этой девушке. Собачку Герасим тоже мог сохранить, просто отдав её в другие руки. Или уйдя вместе с нею из дома барыни, как он сделал это в конце концов, только Муму уже не было. С другой стороны он мог бы и остаться жить у барыни после всего, ведь хуже уже ничего с ним не случилось бы.

Вопросов к Ярославе не было. Перешли к представлению позиции «ПРОТИВ». Гордей убеждал слушателей, что у Герасима как крепостного бесправного человека не было выбора. Он не мог остаться с Татьяной, прежде всего потому, что Татьяна сама своим поведением показала, что не хочет быть с ним. И кроме того, барыня хотела отдать её за Капитона, и никто не должен был её перечить. Собаку свою Герасим не смог бы сохранить, передав другому человеку. Ведь уже было такое – её отдали кому-то, но она сбежала к своему хозяину. Самое большее, что Герасим мог сделать, это постараться, чтобы Муму страдала недолго. И, конечно, остаться у барыни он после этого уже не мог. Он не хотел её видеть, поэтому ушёл в деревню.

К этому выступающему был вопрос: почему Герасим сам убил свою собаку, а не поручил это кому-то? Гордей ответил, что ему хотелось по-хорошему попрощаться с Муму и сделать всё так, чтобы собака ничего не поняла и умерла сразу, без мучений. Неизвестно, что бы собака чувствовала, если бы её потащил на реку чужой человек.

Представитель позиции "ЗА" задала оппоненту вопрос об отношении Герасима к Татьяне и получила ответ.

Далее выступала эксперт со стороны «ЗА».

Татьяна Ивановна сказала, что трудно защищать такую позицию, потому что она очень хорошо понимает, почему Герасим поступил так, а не иначе. Конечно, Герасим мог бы попытаться отстоять Татьяну для себя. Но ведь Капитон ей дал бы больше, чем Герасим. Немой дворник мог попробовать сохранить собачку, но за это его ждало наказание. И остаться в доме барыни он тоже мог бы, но ведь у него отняли смысл жизни. Ему нечем уже было дорожить. Поэтому он ушёл.

Эксперту был задан вопрос: а что пьяница Капитон мог бы дать Татьяне такого, чего бы не дал любящий её Герасим? Эксперт ответила, что, прежде всего – общение, ведь дворник был немым. (Согласитесь, что даже если Татьяна Ивановна так не считала, аргумент был найден).

После этого настал черёд выступления эксперта с позиции «ПРОТИВ». Софья рассказала аудитории о том, что такое крепостное право, что крепостные люди были «вещами» хозяев, их за людей не считали, наказывали за любое непослушание. Барин не имел права только убить своего крепостного. Известна история крепостницы Салтычихи, которую осудили на заточение в темнице без выхода на свет на долгие годы за то, что она уморила множество своих крепостных.

Софья напомнила, что мать автора рассказа сама была жестокой владелицей крепостных, поэтому послужила прототипом барыни в рассказе. Только дворник Андрей, который на самом деле служил при барском доме, утопив собачку по приказу хозяйки, остался на своём месте. Герасим оказался решительней своего прототипа.

Соню спросили: а что ожидало бы Герасима и Татьяну, если бы они сбежали от барыни? Ответ: беглых крепостных вылавливали, вырывали им ноздри, чтобы отметить, как беглых, и отправили бы на каторгу. Оттуда уже никто не возвращался.

После этого аудитории было предоставлено право свободного высказывания. Среди высказываний были, например, такие:

- Раз крепостные ни на что не имели права, тогда лучше бы Герасим сразу не спасал щенка, пусть бы утонул, раз этим и так все закончилось.

- Я не согласен с прихотями барыни. Всё из-за неё.

- До сегодняшнего урока я считала, что Герасим мог поступать так, как хочет, а теперь я так уже не считаю.

Но несколько человек не высказывались, а задавали вопросы:

- Почему же Герасим не ушёл со своей собачкой раньше? Ведь всё равно ушёл! И так и так наказание было бы.

Эксперты пояснили, что до расставания с Муму Герасим ещё мог терпеть свою долю, понимая, что он подневольный человек. Он не мог ещё никуда уйти, потому что весь уклад жизни этих людей был такой: хочешь-не хочешь, а подчиняйся. Но после того, как он лишился последней ценности своей жизни, ему стало уже всё равно: накажут или нет. Это и барыня поняла. Тем более, что он не просто сбежал, а ушёл в деревню, которая тоже принадлежала барыне, он и там продолжал на неё работать.

- А какое наказание было бы, если бы он всё-таки не стал топить Муму?

- Его бы били плетьми.

- Но я всё равно думаю, что он мог поступить по-другому! Ну пусть бы кому-то отдал Муму или оставил её в городе, а сам куда-нибудь переехал. Как тогда она его нашла бы?

Тут поднялся Гордей, и сказал, что хочет закрыть этот вопрос: у крепостных никто не спрашивал, чего они хотят. Своей воли у них не было. Не мог Герасим поступать по-другому. А насчёт Муму – она всё равно бы погибла, она же в дом этот пришла бы искать Герасима. Если бы Герасим сбежал без неё, её бы утопил кто-то из дворни, а Герасима бы всё равно поймали.

Тогда поступил следующий вопрос: а почему Герасим и потом, уже в деревне, не завел себе собаку и не женился? Эксперты ответили, что в том-то всё и дело, что он продолжал быть крепостным, а на женитьбу надо было разрешение барыни. Как она решила бы – неясно, а Герасим уже не хотел опять испытывать страдание. В отношении собаки, наверное, у него была непреходящая боль. Не мог завести другую собаку.

И опять возник вопрос в отношении Татьяны. Ну, пусть бы Герасим не женился, но и к Капитону бы не пускал. Или пусть бы убежали в другую деревню.

Эксперты объяснили, что свободных деревень не было. Другая деревня принадлежала другому барину. А тот не имел права принимать беглых крепостных. 

- Но не все же помещики были таким злыми!

Вот таким образом, подиум-дискуссия подходила к концу. Подытоживая ведущая сказала, что когда мы сегодня читаем художественную литературу о прошлом, надо пытаться посмотреть на события в книге с точки зрения не только сегодняшнего дня, но и прошлого. В разное время жизнь была устроена по-разному. Хотя люди испытывали те же чувства, что есть и сейчас, обстоятельства жизни вынуждали порой на непонятные нам сегодня поступки. Читателю хотелось бы, чтобы было по-другому. Читая, мы учимся сочувствовать, разбираться в мотивах поведения людей, оценивать это поведение. Это очень полезно и поучительно.

Спасибо всем участникам подиум-дискуссии!

 

 

Категория: 2020/21 уч.год | Добавил: Редьярд
Просмотров: 218 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
-------------------
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №1"
  • Сайт РУО