29 сентября 2020 года в 6 В классе состоялась дискуссия «Благородное ли дело – месть?» на основе повести А.С. Пушкина «Дубровский».
Ребята только приступили к этому произведению на уроках литературы (учитель – К.А. Молчанова). Всем предварительно было предложено после прочтения повести ответить письменно на несколько вопросов. Ответы показали, что многие ученики пока этого произведения не прочли. Однако последним был вопрос, обращённый к собственному мнению: благородное ли дело – месть? Три человека ответили утвердительно. Но на самой дискуссии только один человек подтвердил свой ответ. Прямого противостояния мнений не вышло, но дискуссия этого не требует.
Начали с обсуждения характеров К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского: насколько они схожи или различны. Сначала многие высказались за прямую противоположность этих персонажей. Было подмечено, что старший Дубровский был добр с крепостными людьми, в отличие от Троекурова, который вытворял с народом всё, что хотел. Кто-то обвинил Троекурова в обжорстве, тогда как А.Г. Дубровский более сдержан в еде. Различие, конечно, и в размере богатства обоих персонажей. Были попытки защитить Троекурова, потому что он порывался помириться с другом, значит, доброта ему тоже была иногда присуща. Впрочем, о сходстве сословия, воспитания, условий жизни в детстве, военного поприща, дальнейшей судьбы (женитьба, воспитание своего ребёнка без умершей жены) – сказано в самой повести.
Тогда перешли к рассмотрению цепочки событий, породивших вражду между бывшими друзьями. Стало возможно сравнить побудительные причины поступков, раскрывающие характеры героев.
Шаг за шагом выясняли, что гордыня, упрямство, самодурство, больное самолюбие, мстительность проявлялись как у К.П. Троекурова, так и у А.Г. Дубровского.
Жаль, что выступающих в классе оказалось немного, но они высказывали интересные мысли, вспоминали важные детали сюжета.
Спор возник, например, по поводу того, чего хотел добиться старший Дубровский своим письмом. Как характеризует текст письма этого героя?
Ещё было несколько разных мнений о причинах, побудивших Владимира Дубровского велеть поджечь родительский дом. Чувство мести?
Продолжилась ли взаимная месть между Троекуровым и Дубровским (теперь уже сыном) после этого пожара?
Сложно было определить точное название черты характера Владимира Дубровского, которое удержала его от мести. Хотя, казалось бы, на месть он имел полное право. Называли чувство справедливости, доброту, честность... Но есть такое слово, которое вбирает в себя все эти черты, а еще отсутствие мелочности, широту души, способность простить, презреть собственные чувства и интересы ради чего-то более возвышенного. Это - великодушие. Ради своей любви к Маше он отказался от мести Троекурову.
Обсудили ещё сделала ли месть кого-нибудь счастливым в повести? Ведь даже Троекуров, который, казалось бы, добился всего, чего хотел, потерял больше - дружбу человека, который был ему необходим. Поэтому радость победы была отравлена.
Времени, отведённого для дискуссии, оказалось маловато, но всё-таки успели немного поспорить по главному вопросу: благородное ли дело - месть? Хотя изначально почти все так были убеждены, что нет. Но пришлось попросить часть класса попытаться встать на противоположную сторону и попытаться защитить её аргументами.
Одна сторона говорит, что месть - очень плохое дело, до добра никогда не доводит, жизнь на неё тратить не стоит. Что, собственно, доказывает повесть А.С. Пушкина "Дубровский".
А другая сторона нашла аргумент: а что если у человека характер такой! Не может он прощать, должен всегда обидчику отомстить.
Тогда оппоненты предложили: надо работать над собой, изживать дурные черты характера. А то счастья в жизни не будет.
Им ответили, что работать-то, конечно, можно, но характер всё равно возьмёт своё!
В общем, дискуссия получилось интересной. Более детальный разговор о событиях в повести Пушкина ещё впереди - на уроках литературы. Но и сегодня ребята узнали для себя что-то новое.
Спасибо участникам за собственное мнение, за желание учиться его высказывать.
(Фото классного руководителя 6 В - Г.Н. Чесноковой.)
|