Учителю литературы захотелось разнообразить проведение уроков в 11 классе, поэтому на урок был приглашён библиотекарь, чтобы рассказать о жизни и творчестве Сергея Довлатова (1941-1990).
Конечно, может быть, по-настоящему всерьёз этого ироничного писателя стоит читать чуть позже - в студенческие годы, но это имя стоит в программе по литературе, Довлатов стал уже нашим классиком, поэтому о нём и шёл разговор.
Когда я готовилась к этому уроку, послушала множество воспоминаний современников писателя о нём. Он был сложным человеком, но любовь к его творчеству примирила многих обиженных им при жизни друзей.
Почему же даже 29 лет спустя после выхода первых изданий книг довлатовской прозы в России (через две недели после его трагической смерти в эмиграции) его рассказы любят, покупают, читают?
Мне думается, что есть несколько важных причин.
Во-первых, потому что сегодня очень популярен жанр стендап. Причём, обычно в нём доминирует социальный юмор. Визитная карточка стендапа –высмеивание рутинных моментов нашей жизни, когда комики показывают забавное в том, с чем мы сталкиваемся каждый день. Кроме того интересен индивидуальный опыт, который передаёт рассказчик. В произведениях Довлатова есть что-то подобное, но гораздо выше качеством по всем статьям. Практически все произведения Довлатова основаны на автобиографических сюжетах с вплетением разных случаев, подмеченных автором в жизни или рассказанных ему собеседниками. Тут важна зоркость и вкус – не всякий способен так чётко и ненавязчиво акцентировать внимание на абсурде окружающих реалий.
Во-вторых, Довлатов не судит людей. В своём творчестве он как луна, которая светит одинаково хищникам и жертвам, разбойникам и героям. В его произведениях очень трудно обнаружить персонажей, которых он бы осуждал безоговорочно. Он всегда находит для них что-то оправдывающее. Самым несчастным является авторский персонаж, которого он часто выводил прямо под своей фамилией.
В жизни Довлатов был крупным человеком – ростом 196 см, плотный, боксёр-любитель. В его рассказах часто описываются драки, и самым побитым обычно оказывается авторский персонаж. Читателю нравится герой, который не заносится перед ним и не поучает. Люди любят, когда им жалуются, но жалуются остроумно и не слишком надрывно.
В-третьих, на мой взгляд, абсурд советской жизни 70-х гг. постепенно возвращается в нашу постсоветскую действительность, а что-то никогда и не уходило. В этом секрет актуальности творчества Сергея Довлатова.
А в-четвёртых, он писал рассказы. Читать их необременительно, а проза - очень хороша.
На уроке было рассказано о важных вехах в жизни Сергея Довлатова, показаны видеофрагменты:
-из интервью самого писателя,
-из выступления А. Филиппенко с чтением одного из сюжетов повести "Зона",
- из воспоминаний Петра Вайля о совместной работе с Довлатовым.
Были зачитаны отрывки из произведений "Компромисс", "Заповедник", "Соло на Ундервуде".
Нельзя сказать, что весь класс был поглощён беседой о Довлатове, но части одиннадцатиклассников было интересно. В любом случае каждый из присутствующих что-то да отложил в памяти о нашем знаменитом прозаике, именем которого даже названа улица в Нью-Йорке.
В Санкт-Петербурге на ул. Рубинштейна у дома, где Довлатов жил со своей матерью Норой Сергеевной, поставлен памятник.
Но главное, что осталось на память о писателе - его книги. Очень многим читателям они помогли пережить нелёгкие времена в своей жизни.
Читайте, может быть, они помогут и вам.
|