31 января 2020 года в 6 А классе был проведён диспут на тему "Благородное ли дело - месть?". Совместно с учителем литературы К.А. Молчановой.
Диспут основывался на текстах из сборника "Вокруг тебя мир. 6 класс" - раздел "Порочный круг". Первый текст - отрывок из русских летописей о мести княгини Ольги за гибель мужа. Второй - отрывок из повести В. Закруткина "Матерь человеческая". Третий - рассказ В. Солоухина "Мститель".
Письменные ответы на предварительные вопросы впечатлили. Ответы были вдумчивыми, интересными, непосредственными. Например:
Ребята продумали и прочувствовали прочитанное, в ответах была настоящая рефлексия: "когда ты хочешь мстить, то появляется чувство, которое не даёт тебе сделать этого", "мщение приводит к движению зла в душе", "даже в сказках не бывает, чтобы старый злодей не поплатился бы за свои поступки; так к чему ему ещё и мстить?".
Но у многих запал на высказывания закончился на письменном проявлении. На диспуте активными участниками было всего несколько человек, к сожалению.
К тому же и расселись по позициям некоторые совсем не так, как было обнаружено в ответах. Подавляющее большинство сели на позицию - "месть не благородное дело и мстить никому ни за что не стоит". На противоположной стороне осталось только три ученицы.
Мало кто осудил княгиню Ольгу за чрезвычайную жестокость, проявленную против древлян, виновных в гибели её жадного мужа - князя Игоря. Ребята признали, что поступок некрасивый, но в то время так было принято - жестокое было время.
В общем, всё понятно, но в письменных ответах была такая фраза: месть должна быть мудрой. Выяснилось, что ребята не понимают разницу между словами мудрый и хитрый. И мудрость с местью не встречаются.
Потом перешли к обсуждению ситуации с раненым немцем в погребе Марии (из повести "Матерь человеческая"). Все участники диспута одобрили отказ Марии от мести, ведь немецкий парнишка ни в чём не виноват, он ранен, он совсем юный. Но ведь сынишка Марии был вообще маленьким, однако фашисты не пожалели его - убили. И тут кто-то из ребят заметил, что всё зависит от человека - от его характера. В письменных ответах несколько раз упоминалось слово великодушие. Это редкое качество. Великодушный человек способен простить виноватого. Он добр и щедр душой.
Мария не могла убить немецкого юношу, не разобравшись, руководствуясь только чувством мести, которое, конечно, разгорелось в душе. Она даже потеряла сознание от сильного переживания.
С героем рассказа Солоухина "Мститель" тоже разобрались быстро. В общем, особо спорить тут оказалось не о чем - всё опять было ясно и все согласны в одном: герой совершенно правильно отказался от мести.
Оживление в диспуте почувствовалось, когда перешли к реальным ситуациям и реальному использованию мести для наказания обидчиков.
Сразу же было сказано, что лучше не мстить, а давать отпор сразу - это ясно и честно. Это, конечно, в случае, если не удаётся договориться по-хорошему, потому что лучший способ - договориться. Кто-то ответил, что также помогает способ игнорирования того, кто хочет обидеть. Ещё был назван способ - обратиться за помощью к взрослым - пусть защитят.
Правда, звучали возражения, что всё это может оказаться неэффективным. Тем более, что давать отпор не все могут - особенно добрые люди. Кроме того, не всегда надо ополчаться сразу - надо посмотреть, разобраться - может, человек что-то сделал нечаянно.
А ещё кто-то из ребят предложил более оригинальный способ решения проблемы - обратиться к обществу - показать как нехорошо поступает тот человек, который намеренно хочет задеть, обидеть. Например, завести разговор о нём при всём классе, в котором учится этот школьник. Может быть, пристыдить, может быть поднять на смех, может быть привлечь к воздействию на него большое количество людей. А что? Прекрасный способ. Только действительно, сначала надо получше разобраться, чтобы не получилось клеветы.
Сторона, вставшая на позицию, что мстить иногда надо, в конце разговора пришла к выводу, что в принципе, стоит наказывать за подлые поступки. Но месть сама по себе похожа на подлость - ведь надо выжидать, планировать, что-то придумывать нехорошее. Поэтому не хочется становиться похожим на того, кто виноват.
А некоторые защитники стороны, которая однозначно считает, что месть - дело неблагородное, пришли к выводу, что спускать обиды не следует. И прощать некоторых за их поступки тоже не следует. Надо учиться постоять за себя. Но честным способом.
В общем, хоть и не все участвовали в разговоре, выступая, а многие были только слушателями, прозвучали важные и интересные мысли по теме диспута.
Спасибо всем участникам!
|