13 декабря 2017 года в 6 А (учитель литературы - С.А. Антуфьева) состоялась подиум-дискуссия "Мог ли Герасим поступить по-другому?" по рассказу И.С. Тургенева "Муму".
Позицию ЗА представляли: оппонент из 6 А - Влада Барулина, эксперт из 10 А - Екатерина Кривенко. Позицию ПРОТИВ представляли: оппонент из 6 А - Наталья Шафоростова, эксперт из 8 А - Зоя Мемнонова.
Выступления оппонентов не вызвали в аудитории особой активности. Шестиклассники выглядели одинаково разделяющими обе точки зрения одновременно. Правда, учителем был вброшен вопрос к Владе: зачем было бороться с барыней за отношения с Татьяной, если Татьяна не любила, а боялась Герасима? Вопрос остался без конкретного ответа.
Речь эксперта с позицией ЗА несколько оживили слушателей. Екатерина в основном делала упор на тезисе "за своё счастье надо бороться до конца". Она высказывала предположение, что Герасим вместе с Татьяной или хотя бы с Муму мог убежать от барыни куда глаза глядят, и строить свою жизнь на новом месте. Было задано несколько вопросов, в том числе и тот, что поставил в тупик Владу. Катя заметила, что Татьяна боялась всех, не только Герасима, но она же не абсолютная дурочка, чтобы променять заботливого и любящего сильного мужчину на горького пьяницу Капитона.
Когда выступила эксперт с позицией ПРОТИВ, вопросов было ещё больше. Зоя ответила на все. Был даже ошарашивающий вопрос: А почему Герасим не убил уже сразу барыню? Ясное дело - его бы сослали в каторгу, а там не выживали. На аргумент Кати о побеге Зоя сказала присутствующим, что бежать крепостному человеку в то время было некуда - всё равно бы нашли, били плетьми и сделали бы оставшуюся жизнь невыносимой.
А другой помещик принять чужих крепостных тоже не мог - за это присуждали огромные штрафы. Зоя объяснила аудитории, что Герасиму особенно тяжело было ещё и оттого, что никто не поддерживал его. Из-за его немоты он не мог сойтись с кем-то, делиться своими печалями, скрашивать своё одиночество. Именно поэтому он ушёл в результате из города, чтобы не видеть всех этих подлых людей самодурствующую барыню.
Когда пришло время свободного микрофона, один шестиклассник сказал, что не прозвучал ещё один важный аргумент в пользу того, что Герасим не мог поступить по-другому в случае утопления Муму. Ведь он дал слово, что сделает это. Вот и сделал.
Выступления, а затем и голосование показали, что вся аудитория в своём мнении разделилась почти поровну: кого-то более убеждали аргументы представляющих позицию ЗА, кого-то - ПРОТИВ.
Вот такой результат. Всем спасибо!
|