28 декабря 2017 года в 9 Б классе (учитель литературы - К.А. Молчанова) состоялся диспут на тему "Евгений Онегин - положительный или отрицательный герой?". Вела диспут Е.И. Коптяева, фотографии от Т.И. Солововой.
На стороне, оправдывающей Евгения Онегина, было всего два человека, обвиняющую позицию заняли пять человек, остальные не смогли определиться, находя в герое и положительные, и отрицательные качества. И действительно, отвечая письменно на предварительные вопросы, ребята честно пытались разделить для себя те и другие качества героя, и как только они это ни делали! Вот один из примеров:
Разобраться было трудно. Поэтому на диспуте главной целью было конкретизировать представления учеников о Евгении Онегине, а для этого назвать его человеческие качества, подкрепить их фактами из текста романа в стихах А.С. Пушкина, выявить его поступки и решить - какой же это человек? Более положительный, чем отрицательный, или наоборот?
Оппоненты называли те или иные качества личности Онегина и его поступки, а ведущая записывала их на двух разных досках. Если названному аспекту приводилось доказательство (аргумент из текста), то аспект подчёркивался - утверждался. Если подтверждения ни от кого из оппонентов не поступало, то аспект стирали с доски.
Первое слово предоставили оправдывающей стороне, чтобы начать с хорошего. Были названы: честность, прямолинейность, тактичный отказ Татьяне.
Насчёт прямолинейности никто не спорил, правда, так ли уж хороша эта черта в человеке... По поводу отказа Татьяне немного попрепирались, но согласились. А вот честность вызвала большое сомнение, так как нашлись выступающие, уличавшие Онегина в лицемерии.
Ещё одним отрицательным качеством в копилке таковых стала мстительность героя. Защитники, конечно, заметили, что в дуэли Ленский сам виноват, но многие отметили неадекватность ответа Онегина на то, что друг привёл его на большой пир вместо тихого семейного праздника.
И вообще, как сказали защитники, Онегин не мог не пойти на дуэль, это его опозорило бы. На это им сразу ответили, что этот позор пережить можно, отношение к Онегину потом восстановилось бы, он же привлекательный! Зато он не убил бы человека, не взял бы грех на душу.
Кстати, насчёт привлекательности разгорелся нешуточный спор. Одни говорили, что привлекательность надо добавить в положительные черты героя. Ведь это очень влияло на людей, притягивало их к Онегину. Другие заявляли протест, требовали перенести эту черту в отрицательные качества или вообще убрать с доски: во-первых, это врождённое качество, и сам Онегин ничего не сделал для его приобретения, а во-вторых, с помощью своей привлекательности, он бесконечно играл чувствами девушек и женщин. Никому ничего хорошего от этого не было. В общем, это качество как яблоко раздора было удалено.
Как положительное качество назвали открытость Онегина, но это тоже было поставлено под сомнение. С одной стороны, он умел общаться с людьми, с другой стороны, ему все надоели, он вообще людей не любил и презирал. Так что тут уж скорее не открытость, а лицемерие.
Но дольше всего спорили об эгоизме Онегина. Сначала, вроде, все согласились, что он эгоист. А потом было высказано, что это вовсе и не отрицательное качество человека.
Это ведь абсолютно нормально, когда человек думает о себе. У нас у всех одна жизнь. Надо её счастливо прожить. Мы никому ничего не должны.
С этим было уж почти все согласились, выдвигая аргумент, что все немножко эгоисты. Но нашлись и оппоненты. В самом деле, это ведь большая разница - быть немножко эгоистом, или же всю свою жизнь строить только лишь под свои хотения. А если бы родители поступали в отношении самих же спорящих в соответствии с таким убеждением? Зачем тратить свою жизнь и зарабатываемые средства на детей, внуков? Жизнь одна, она проходит. Тогда или вообще никто не будет рожать детей, и жизнь на земле закончится, или же такие эгоистичные родители в старости не имели бы права обратиться к своим детям за помощью - никто же никому ничего не должен?
Кстати, как было замечено, эгоизм Онегина его-то тоже ни к чему хорошему не привёл.
В общем, в результате обсуждения, доска с отрицательными качествами была исписана до конца, а с положительными - только до середины. Причём, из положительных поступков, припомнили только два - уже названный отказ Татьяне (потому что не любил) и проявленная забота о крестьянах (барщину заменил лёгким оброком, правда, от скуки и потому что тогда на это мода пошла среди помещиков, а не из альтруизма).
Среди отрицательных качеств и поступков были названы и очень серьёзные: подлость, предательство, убийство Ленского (он ведь даже стрелял первым), бессмысленность существования.
Обсудить всё до конца на протяжении всего одного урока, конечно, невозможно. Пришлось остановиться и узнать у неопределившихся в своей позиции с самого начала - прояснилось ли для них видение образа Евгения Онегина? Выяснилось, что больше половины из них соглашаются с позицией - Онегин скорее отрицательный герой, чем положительный.
Надо отметить, что у девятиклассников тема "Евгений Онегин" А.С. Пушкина на уроках литературы только начата, так что они ещё рассмотрят этого героя в разных ипостасях и ракурсах.
А за диспут всем большое спасибо! Он прошёл оживлённо и содержательно!
|