24 ноября состоялась подиум-дискуссия в 6 В классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму" (учитель литературы - Ирина Васильевна Червонцева). Обсуждался вопрос: "Мог ли Герасим поступить по-другому?".
Присутствовало очень мало учеников, потому что в классе почти что эпидемия, многие заболели.
Позицию "да" защищали: шестиклассница Лиза Климчук и Ирина Васильевна (эксперт). Позицию "нет" отстаивали шестиклассница Алина Мухина и девятиклассница Анна Илатовская (эксперт). Вела дискуссию педагог-библиотекарь Е.И. Коптяева. Автор фото - Т.И. Соловова.
Лиза, выступающая от стороны "да", вдохновенно доказывала, что Герасим мог поступить по-другому и в случае с Татьяной (мог бы поговорить с ней один на один, объясниться, жениться, а Барыня бы ему простила, она к нему хорошо относилась), и в случае с Муму - ушёл бы вместе с ней и всё (его все боялись, никто бы ничего не сделал), об уходе и говорить нечего - мог бы и раньше уйти.
Алина, защищающая сторону "нет", твёрдо стояла на своём: выбора у Герасима не было. Он служил Барыне, слушался её во всём. С Татьяной у него всё равно бы ничего не вышло, он не любил пьяниц. Муму он утопил, взяв это на себя, потому что понимал, что ему не дадут её оставить. И не уйти он тоже не мог, потому что двор Барыни напоминал бы ему о Муму, каждый раз делая больно. К этому моменту ему было уже всё равно: накажут его или нет, но в то же время, возможно, Герасим чувствовал, что Барыня его не тронет и раскается в своём капризе.
Вопросов к выступающим было мало. Позиции раскрыты внятно.
Эксперт от стороны "да" красочно описала страдания Герасима, его положительные стороны, сказала, что он достоин счастья, и потому мог бы побороться за него. Ирина Васильевна расширила и углубила все доводы, которые привела Лиза. Особенно упирала на то, что Барыня - жестокий самодур, и выполнять её приказания необязательно. Уходя, Герасим совершил волевой поступок. И больше он не пытался строить семью и никогда не заводил собак. А если бы он ушёл ещё с Татьяной, то всё могло бы быть по-другому.
К этому эксперту сразу посыпались вопросы. Ведь каких-то серьёзных доказательств в речи не прозвучало. Эксперту было нелегко отвечать на вопросы выступающей со стороны "нет".
Затем слово взяла эксперт с позицией, что Герасим не мог поступить по-другому. Анна рассказала об истории крепостного права на Руси, о Салтычихе, о том, что прообразом Барыни послужила мама автора рассказа "Муму" И.С. Тургенева, что был и прототип Герасима - немой дворник Андрей, только тот, утопив свою собачку по велению хозяйки, так и остался при её дворе. Вот как был забит и запуган народ во времена крепостного права. Нам и не снилось такое положение вещей. Поэтому даже молчаливый уход Герасима в деревню выглядел невиданным бунтом. И, конечно, все поступки Герасима объясняются сословным неравенством и зависимостью крепостных крестьян от хозяев. По-другому и не могло быть тогда.
Эксперта сразу спросили: почему же Герасим не убежал от барыни, почему не спас собаку? Анна ответила, что за непослушание и провинности крестьян били плетьми, рвали ноздри, отрезали уши, могли сослать на каторгу через суд. Никто не считался с чувствами простых подневольных людей.
После того, как Анна ответила на вопросы не только из публики, но и от своих оппонентов, зрители получили право высказать своё мнение, так как настало время "свободного микрофона".
Выяснилось, что не все знают очень мало о крепостном праве. Одна из зрительниц рассказала, что много читает, и ей встречались книги, объяснившие особенности этого времени. И когда она читала рассказ, то понимала, что Герасим практически не имел выбора: на всё была воля Барыни.
Несколько человек признались, что переменили своё мнение, услышав объяснение от оппонентов с позицией "нет".
Многие были под впечатлением от рассказа о Салтычихе - помещице Дарье Салтыковой, которая мучила и убивала (или приказывала убивать) своих слуг и дворовых девушек из-за своих нездоровых капризов. Салтычиху за эти преступления осудили на пребывание в подземной камере, без солнечного света. Там она пробыла 33 года. Ведь помещики имели право бить и издеваться над крепостными, но лишать их жизни права не давалось.
После заключительных слов экспертов, подытоживших разговор, всем предложили пройти повторный тест.
Дело в том, что за несколько дней перед дискуссией класс протестировали на знание темы "крепостное право", и в конце был вопрос о Герасиме: почему он так поступил, чтобы увидеть: понятны ребятам причины или нет. Тест показал слабое понимание и крепостнических порядков, и причин поступков Герасима.
Теперь, когда кое-что было разъяснено, хотелось увидеть результат. Среди заполненных тестов большинство показали, что подиум-дискуссия проведена не зря. Например:
Спасибо всем участникам подиум-дискуссии!
Больше фотографий можно увидеть в фотоальбоме.
|