23 ноября 2016 года в 6 А классе состоялась подиум-дискуссия по вопросу: "Мог ли Герасим поступить по-другому?" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму"). Учитель литературы - Ирина Васильевна Червонцева. Автор фото - Т.И. Соловова.
Позицию "да" отстаивали шестиклассник Дима Лоскутов и его эксперт -Ирина Васильевна. За позицию "нет" выступали шестиклассница Карина Климова и её эксперт - девятиклассница Анна Илатовская. Вела мероприятие - педагог-библиотекарь Е.И. Коптяева.
Выступающие оппоненты были немногословны. Коротко перечислив обсуждаемые поступки Герасима (отказ от Татьяны, утопление Муму, возвращение в деревню), Дима высказал мнение, что Герасим в каждом из случаев вполне мог бы поступить по-другому: украсть Татьяну и уйти в деревню, отдать кому-нибудь Муму или также уйти с ней в деревню, а то и не в деревню, а вообще куда-нибудь.
Карина тоже очень коротко обрисовала свою позицию: Герасим не мог поступить иначе, потому что, во-первых, Татьяна его боялась и сама согласна была идти замуж за Капитона; во-вторых, Барыня велела убрать со двора собаку дворника, и если бы Герасим сам её не утопил, это всё равно сделали бы другие слуги; и в-третьих, Герасим не мог больше оставаться среди дворни Барыни, потому что горе его было слишком велико, вот он и ушёл.
Вопросов от публики к оппонентам было немного, они ответили на все вопросы, и слово перешло к экспертам.
Эксперт позиции "да" выступила с очень эмоциональной речью. Прозвучала мысль о том, что только сам человек должен для себя решать - что ему лучше для счастья: кого любить, с кем дружить, каким делом заниматься. Барыня руководствовалась своими мимолётными прихотями, походя разрушая жизни прислуги, поэтому Герасим не должен был потакать самодурству госпожи, а бороться за то, чтобы Татьяна оставалась с ним, любым способом спасти Муму, и вообще жить полной жизнью. Закончила свою речь Ирина Васильевна словами: "Каждый - кузнец своего счастья".
Эксперт противоположной стороны никак не могла с этим согласиться. Анна в своей речи описала положение вещей при крепостном праве в России. Подневольные люди были лишены всяческих прав не только на свободу поступков, перемещений, но и на свободу слова. У них и мыслей таких не возникало, все знали, что бывало с непокорными слугами: их жестоко наказывали, а беглых крестьян ловили и возвращали хозяину, где нещадно били и притесняли. Судьбами крепостных распоряжался помещик. Герасим никак не мог поступить по-другому. Он и Муму утопил от отчаяния и от ущемлённой гордости, а уж после этого впору было только уйти. Но и ушёл-то он в свою деревню, где все крестьяне трудились, отдавая часть урожая (и часть своего труда) той же Барыне - их хозяйке.
Вопросов к экспертам прозвучало больше, чем к выступающим. Видно информация дала пищу к размышлению.
После наступило время "свободного микрофона", всем было предложено высказать свои соображения на тему диспута.
Были выступления, где высказывалась только позиция без всяких аргументов. Один из шестиклассников признался, что пришёл на дискуссию с мнением, что Герасим мог поступить по-другому. Но услышав речь эксперта о крепостном праве, он понял, что был не прав, и поменял своё мнение. Кто-то сказал, что речь эксперта с позицией "да" оказалась более заразительной и яркой. А кто-то заметил, что речь этого эксперта наполнена только чувствами и эмоциями, ничего больше в подкрепление позиции "нет" не предъявлено, в то время как их оппоненты опирались на факты, которые, конечно убедительнее.
Последний из выступающих в разделе "свободный микрофон" подытожил: факты, конечно, заставляют соглашаться с горькой правдой, а Ирина Васильевна сказала то, что мы хотели услышать, потому что думаем сегодня по-другому, не так как думали и жили люди раньше во времена крепостного права.
Завершили подиум-дискуссию эксперты. В своём заключительном слове они обменялись впечатлениями о мероприятии. Ирина Васильевна призналась, что, конечно, не разделяет той точки зрения, которую ей выпало защищать, потому что она прекрасно знает о существовавших порядках в России, отражённых И.С. Тургеневым в этом замечательном рассказе.
Под самый конец мы выяснили, что ребята очень мало знают о том времени, и о крепостном праве с ними говорили немного только в самом начале года, когда на уроках литературы проходили рассказ Лескова "Тупейный художник". По программе истории эта тема будет только в 8 классе.
Вот, собственно, и всё. Большое спасибо всем выступающим!
Ещё несколько фотографий - в фотоальбоме.
|