13 февраля в 4 в классе (учитель - Лидия Егоровна Петрова) прошёл диспут на тему "Хотел бы ты, чтобы у каждого была золотая рыбка для исполнения желаний?" (на основе "Сказки о рыбаке и о рыбке" А.С. Пушкина). Ведущая - педагог-библиотекарь.
Надо сказать, что уже письменные ответы ребят вызвали удивление и большой интерес.
Так что я ожидала этого диспута с нетерпением. И мои ожидания не были обмануты. Я провожу диспут на эту тему уже 8 лет. Каждый раз есть что-то новое, но в 4 В классе - вообще как в первый раз!
С самого начала весь огонь на себя вызвал один ученик с позицией "Я думаю, что у каждого должна быть золотая рыбка". Ребята довольно эмоционально стали ему возражать, но он хорошо держался. И между прочим, находил оригинальные аргументы в пользу своей позиции.
Многие говорили о том, что если исполнять все желания, то добром это не кончится. Но он припомнил сказку, где исполнялись абсолютно все (даже не слишком похвальные) желания героя, и всё кончилось для него - нельзя лучше. Это сказка про Емелю.
Ещё интересный момент. Стали обсуждать: какие желания добрые, а какие злые. Были мнения, что плохие желания связаны с преступлениями: нельзя, чтобы исполнение желаний приводило к гибели людей, к ограблению и тому подобному. Тогда ведущая спросила: а вот если Лидия Егоровна по желанию кого-нибудь из вас всем станет ставить каждый день пятёрки просто так - это хорошее желание? доброе? На секунду все замерли, быстро глянули на учителя. И потом наперебой стали оценивать это негативно, потому что тогда все перестанут развиваться, выйдут из школы без всяких знаний и так далее.
А когда зашёл разговор об исполнении желаний будущих детей каждый говорил, что совсем уж потакать своим детям они не станут: мало ли что захочется! И только одна ученица выразила мнение, что если исполнять желания своего ребёнка, то и он впоследствии будет делать добро своим родителям. Вот.
В конце разговора обсудили надобность проведения диспутов в классе. Поинтересовались ощущениями ученика, против которого было много выступлений в процессе диспута. Он, конечно, сказал, что чувствовал себя не очень уютно.
Мы обсудили возможность ситуаций в жизни, когда человек может быть более прав, чем большая группа людей. Что делать? Пытаться высказаться и навлекать на себя возможную неприязнь людей? Или промолчать?
В общем, спор вышел в более высокие философские сферы, чем обычно. Ребятам было интересно. И мне (как ведущей) - тоже. Конечно, хочется пожелать ребятам исполнения заветных желаний.
|