20 февраля 2014 года в 4 А классе был необычный урок литературы. Ребятам предоставилась возможность посмотреть на события в отрывке из сказочной повести С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" с точки зрения разных персонажей. Одушевлённых и неодушевлённых (ведь это сказка).
Сначала было громкое чтение отрывка: читали по очереди по одному абзацу. Сразу же по ходу чтения выписывали героев и событи на доску.
После этого выбрали из возможного перечня героев - восемь: Нильс, гном, кот, окно, зеркало, учебник, сундук, сачок. Класс разбился на восемь групп, каждая тянула жребий: кому какой герой достанется. Группы получили рекомендации и конкретные задания:
1. Напишите от лица Нильса письмо другу о событиях, произошедших в данном отрывке повести.
2. Напишите от лица гнома письмо к знакомому волшебнику о
событиях, произошедших в данном отрывке повести.
3. Придумайте, что мог бы рассказать кот своим приятелям котам о данных событиях, если бы он наблюдал за всем из-под стола.
4. Придумайте, как бы описало произошедшие в данном отрывке события окно гуляющим во дворе курам.
5. Придумайте, что бы рассказал сундук о произошедшем в данном отрывке маме Нильса.
6. Придумайте, как описал бы произошедшие в данном отрывке события учебник, когда снова оказался бы в сумке с другими книгами Нильса.
7. Придумайте, как бы вспоминало зеркало о произошедших в данном отрывке событиях
ночью, когда в нём уже ничто не отражается, и оно отдыхает.
8. Придумайте, как бы сачок рассказал гвоздю о произошедших в данном отрывке событиях, когда оказался на своём месте.
Работа в группах шла очень увлечённо..
Ребята напрягали свою фантазию, но не забывали поглядывать на доску, где были перечислены все события данного отрывка повести, и в учебник с текстом.
Когда подготовка закончилась, представитель каждой группы пересказывал историю от лица доставшегося им по жребию героя.
Все изложения были по-своему интересны, но больше всех постарались ребята, представлявшие события от лица зеркала. Зеркало оказалось приметливым (запомнило много подробностей), впечатлительным, с немного сварливым, но мечтательным характером. От лица зеркала выступала Зоя Мемнонова (на фото внизу)..
Такой опыт прочтения произведения поможет ребятам понять, что надо задумываться о том, что у каждого человека может быть собственное восприятие событий, отличное от других. Поэтому и поступки в одних и тех же обстоятельствах могут быть разными. Иногда, только хорошо подумав об этом, можешь понять и объяснить то или иное действие литературного героя или человека в жизни.
Урок всем понравился. И ещё ученики 4 А просят повторить читательский семинар у них в классе, ведь они со времени проведения прошлого семинара прочитали уже новые книги, им есть чем поделиться с классом.