Тема для дебатов выбрана была самая острая: "Я могу вести себя в школе как хочу!" Классный руководитель 7 Б класса Надежда Николаевна Рыпакова обсудила перспективу проведения этого внеклассного мероприятия с учениками заранее. К процессу подготовки дебатов была привлечена педагог-библиотекарь Елена Ивановна Коптяева.
Первейшей задачей было выбрать спикеров для защиты утверждающей и отрицающей стороны: по три человека.
За (пропозиция) решили выступить Алёна Мамакова, Александра Такахо, Кирилл Коробов (на фото).
Против (оппозиция) выступали Ульяна Сафарова, Илья Филимонов, Екатерина Чеснокова (на фото).
Подготовка была серьёзная. Спикерам пришлось продумать линию защиты, просмотреть много источников информации: Конституцию РФ, Конвенцию прав ребёнка; Устав школы, сборники афоризмов, пословиц, книги по граждановедению (о правах и обязанностях, о взаимозависимости общества и человека и др.) Ребята искали аргументы, которые бы украсили их речь на дебатах.
Выступающие были предупреждены, что дебаты - это "соревнование в умении доказать правильность точки зрения", которая им досталась по жребию. Для оценивания убедительности, афористичности, эмоциональности, логичности и т.п. приглашалась независимая судейская коллегия. Её составили завуч Татьяна Ильинична Соловова, педагог-организатор Галина Николаевна Чеснокова и одиннадцатиклассница Алёна Шалатонова.
Каждый из спикеров в обеих группах брал на себя определённую задачу. В дебатах три раунда: вступительная речь, перекрёстные вопросы, заключительная речь. Таким образом, первыми со своими речами выступали с утверждающей стороны - Кирилл Коробов, а с отрицающей пришлось выступить Екатерине Чесноковой, так как Илья Филимонов, который усиленно готовился, прийти вовремя на дебаты не смог.
Кирилл в частности сказал: "Как вы знаете, Конвенция по правам ребёнка в Статье 12 говорит о том, что "ребёнок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам". Статья 13 гласит:"ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение".
Как утверждают психологи, у подростков 12-13 лет возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность, которую он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Подростки в этот период склонны к спорам и возражениям, что приводит к конфликтам с учителями".
Одним из аргументов отрицающей стороны стал этот:
"Конституция Российской Федерации гласит: «Каждый молодой человек имеет право и обязан получить среднее образование» (это записано в гл. 2, статье 43). Школа – это государственное образовательное учреждение, имеющее свой Устав, который написан в соответствии с Законом РФ об образовании. В школьном Уставе говорится: обучающиеся обязаны выполнять устав школы, правила поведения обучающихся, распоряжения администрации (гл. 7, ст. 7.3).
Школа – это место, куда мы приходим получать знания, чтобы научиться мыслить, понимать. Как говорил Максим Горький: «Нет силы более могучей, чем знание. Человек, вооружённый знанием – непобедим».
Но для того, чтобы воспринимать информацию на уроке, нужна нормальная психологическая атмосфера, настраивающая на работу мысли. А когда все себя ведут «кто в лес, кто по дрова», учиться трудно. Поэтому каждый должен соблюдать дисциплину".
Вела дебаты председатель - Н.Н. Рыпакова. Хронометраж выступлений отслеживала секретарь - Е.И. Коптяева.
Самым трудным оказался раунд перекрёстных вопросов. Участвовали в нём спикеры - Алёна Мамакова с одной стороны и Ульяна Сафорова - с другой. Судьи отметили лучшую подготовку к этом у раунду со стороны оппозиции. И вопросов было подготовлено больше и доказательность ответов выгодно отличалась. Но слушать обоих спикеров было интересно. Поступило несколько вопросов из публики.
Заключительные речи оглашали Александра Такахо и Екатерина Чеснокова. Зрители поблагодарили спикеров аплодисментами. И пока судейская коллегия подсчитывала баллы, класс получил возможность высказаться за ту или другую сторону. Затем председатель объявил голосование. Выяснилось, что пропозицию поддерживают 5 человек, оппозицию - 7. Остальные как-то не определились.
По баллам с большим отрывом победила команда спикеров, счиатающая, что всему своё время и место, и в школе все должны соблюдать правила поведения, определённые Уставом школы и моральными нормами.
После окончания дебатов на обсуждении ученики 7 Б назвали лучшми спикерами Кирилла Коробова, Алёну Мамакову и Ульяну Сафарову. Члены жюри тоже определили лучших выступающих: Екатерину Чеснокову, Ульяну Сафарову и Кирилла Коробова.
Спикеры отрицающей стороны высказали пожелание ещё поучаствовать в подобном мероприятии.
Дебаты показались классу интересными. А свою слабую готовность высказаться по предложению председателя ребята объяснили отсутствием привычки озвучивать свои мысли публично, а ещё отсутствием определённой позиции: просто нечего сказать по данному вопросу.
В заключение ещё несколько фотографий: