29 ноября в 4А в рамках уроков внеклассного чтения педагог-библиотекарь провела читательский семинар "Расскажу о книге, которую читаю" (технология "Критическое мышление через чтение и письмо").
Условием участия в семинаре было: принести ту книгу, которую читаешь на данный момент дома.
Конечно, вспомнили об этом не все, но выход из положения нашёлся. Книжки на семинар взяли из школьной библиотеки, тем более, что туда недавно поступило много новых книг. Вот их и читали.
Да-да! Семинар начинался пятнадцатиминуткой тихого чтения. Каждый из присутствующих погрузился в события своей книги, чтобы настроиться на дальнейший ход встречи.
Читали все. Педагог-библиотекарь тоже.
После этого все разделились на пять групп по 4 человека. Перед всеми были поставлены конкретные задачи: члены каждой четвёрки представляют в группе свою книжку по очереди. Затем идёт обсуждение: какая книжка вызвала в четвёрке наибольший интерес. Она-то и будет представлена от группы всему классу. В итоге после групповой работы вниманию всего класса должны быть представлены пять книг.
Работа в группах проходила по следующему плану:
Каждый представляющий книгу (докладчик) сообщал автора и название книги, почему выбрал эту книгу (если принёс её из дома). Рассказывает об основных героях, очень коротко о содержании, чтобы понятно было о чём книга, но осталась интрига. Знакомит с ярким эпизодом (можно зачитать отрывок), делится своими впечатлениями, объясняет почему понравилась эта книга или этот герой, этот сюжет или какая-то цитата и т.д. Задача докладчика - так рассказать о книге, чтобы другим захотелось её прочесть, и все признали, что представленная книга - самая интересная.
Во время выступления докладчика (не более 2 минут) слушатели внимательно слушают, выспрашивают как можно больше о содержании книги, интересуются из какой страны автор, что представляет собой книга по жанру (сказка, повесть, рассказ и т.п.), чем понравилась книга, что в ней связано с личным опытом и др. В результате слушатели высказывают свои оценки, например: "Мне показалось интересным...." Задача слушателей - разобраться: какая из представленных книг - самая интересная, кто из выступающих рассказал о книге лучше.
Группам были выданы памятки для докладчиков и слушателей, и обсуждение началось.
Обсуждение проходило всё время до конца первого урока, продолжилось на втором уроке.Эмоций было достаточно, работа заладилась не у всех сразу, но постепенно всё вошло в определённое русло и каждая группа выбрала ту книгу, которая достойна быть представленной перед всем классом.
Книги-победительницы были записаны на доске, и делегат от каждой из групп познакомил аудиторию с одной из этих книжек. Правда, пятая группа ко времени своего выступления поменяла произведение.
Итак, в финал вышла следующая литература:
1. Вильмонт Е. "Сыскное бюро "Квартет" (детский детектив, который страшно читать на ночь);
2. "Находчивый солдат" (сборник сказов о Петре I и славном солдате);
3. Голявкин В. "Быстрее-быстрее" (смешной рассказ);
4. Голявкин В. "Мой добрый папа" (повесть для детей, где есть о чём посмеяться и погрустить);
5. Линдгрен А. "Карлсон, который живёт на крыше".
Кадры с представлением книг:
После всех выступлений были выслушаны мнения о них и путём голосования выбрана книга, представленная на семинаре увлекательней и понятней всех. Этим произведением был признан детский детектив Екатерины Вильмонт.
Классного руководителя 4 А Анны Викторовны Даниловой на уроках не было, но она обещала поставить пятёрки всем, кто будет выступать перед классом. Так что пятеро финалистов получили отличные оценки по литературному чтению.
В общем, семинар понравился. Участники познакомились с новыми для себя книгами, поучились высказывать и отстаивать своё мнение, публично выступать с обзором и рекомендацией книги.
Надо сказать, что очень чувствуется, что класс хорошо "подкован" в плане чтения. И неудивительно, ведь Анна Викторовна второй год ведёт для ребят читательский факультатив. Результат - налицо!