Суббота, 27.04.2024, 01:55Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Категории раздела
2010/11 уч.год [10]
2009/10 уч.год [2]
Проекты прошлых лет [2]
2011/12 уч.год [7]
2012/13 уч.год [3]
2013/14 уч.год [8]
2014/15 уч.год [11]
2015/16 уч.год [8]
2016/17 уч.год [12]
2017/18 уч.год [14]
2018/19 уч.год [15]
2019/20 уч.год [16]
2020/21 уч.год [30]
2021/22 уч.год [31]
2022/23 уч.год [28]
2023/24 уч.год [36]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Проекты » 2009/10 уч.год

Дискуссия о войне
[ ] 30.10.2010, 01:19


В 2009/10 учебном году к 65-летию Победы мы проводили Урок памяти в форме подиум-дискуссии для старшеклассников на тему: «Я знаю, никакой моей вины, в том, что другие не пришли с войны…».

Пояснение 
Сценарий создавался заведующей школьной библиотекой (Елена Ивановна Коптяева) в союзе с учителями литературы и русского языка (Кристина Альгимантасовна Молчанова и Светлана Алексеевна Антуфьева). Библиотекарь – ведущий, учителя – эксперты. О форме «Подиум-дискуссия» есть информация на сайте «Первое сентября». На мысль о разговоре на такую тему натолкнула глава «Никакой моей вины…»?» из книги Л.С. Айзермана «Время понимать» (М., 1997)
Цель данной подиум-дискуссии: создание условий для формирования читательской, коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников. Мы стремились дать толчок к размышлению о смысле собственной жизни, оплаченной большой ценой предыдущими поколениями, и о ценностных ориентирах. (Основу для обсуждения дают художественные произведения, привлекается также собственный опыт, взгляды, жизненная позиция.)

Мы предложили примерный список художественных произведений о войне, что-то из которых на выбор хорошо бы почитать, чтобы лучше войти в тему разговора: 
1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга
2. Богомолов В.О. Иван.
3. Быков В. Сотников.
4. Васильев Б.Л. А зори здесь тихие...
5. Воробьев К. Убиты под Москвой.
6. Кондратьев В. Сашка.
7. Платонов А.П. Мать (Взыскание погибших). 
8. Платонов А.П. Сампо. 
9. Твардовский А.А. Стихотворения
10. Тендряков В.Ф. Люди или нелюди.
11. Шолохов А. Судьба человека.
В библиотеке эти книги есть. Можно воспользоваться электронной версией книг из рекомендательного указателя .

Тема данного Урока памяти сложная.
Начало обсуждению даёт стихотворение А.Твардовского 

* * *
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе — 
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, — 
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Отталкиваясь от переживаний участников войны, можно перейти к проблеме нравственного долга нынешних поколений. Что же тогда должны чувствовать мы, если даже фронтовики, сделавшие всё от них зависящее, понимают, что живы, потому что кто-то другой погиб?
Поскольку в стихотворении А.Твардовского заложено противоречие нравственного чувства и доводов разума, то и данная подиум-дискуссия представляет собой спор между двумя позициями, выражающими эти аспекты человеческой личности. То есть, рассматриваем тему «Должны ли мы быть достойны памяти павших и жертв, ими принесённых?» с позиции нравственного чувства и с позиции доводов разума. 

Дискуссия в 9 классе
Литературно-музыкальная композиция, представленная вначале, дала 9А классу определённый настрой. Артисты – из этого же класса. Звучали строки А. Твардовского, Ю. Друниной, Ю. Белаша, С.Щипачёва, а в довершение Юлиана Гулякина – хрупкая маленькая девушка – под гитару спела «За того парня» М.Фрадкина на слова Р.Рождественского. 
Дискуссия прошла хорошо, правда, численность активно обсуждающих была невелика: только 6-7 учащихся из 20-ти присутствующих постоянно задавали вопросы и высказывали своё мнение; не считая подготовленных выступающих, озвучивших две разные стороны проблемы. Валерия Ярина обрисовала позицию нравственного чувства, а Антон Поздеев – позицию доводов разума. Готовились они сами, но мы долго обсуждали один на один заявленную тему, прикидывали возможные аргументы.
Лера обращалась к собственным чувствам и переживаниям, связанным с семейными потерями в этой войне. Говорила она и о совести, которая не должна нам позволить проживать жизнь, подаренную нам павшими в войне, просто так, без пользы, а то и во вред собственной стране. Использовала строки из стихов А.Твардовского, примеры из книги «Это нужно живым» О.В. Лишина и А.К.Лишиной (Книга о поисковиках – потрясающая!). 
Антон отвергал эмоции, анализируя проблему логически. В пример приводил притчу «Сампо» А.Платонова. Одних чувств для защиты своего мира мало. И потом, чувства могут за-вести неведомо куда, говорил он. Например, в бою эмоции могут сильно помешать, когда важ-ны чёткие продуманные действия. А какими чувствами руководствуются вандалы, разрушаю-щие могилы героев войны? Не лучше ли включать разум? А разум диктует нам следующее: ес-ли мы не будем почитать подвиг предков, то он превратится в наших глазах просто в невезение попавших в водоворот людей, в неумение отсидеться, отвертеться и т.д. Кто тогда захочет класть на алтарь свою жизнь, если снова над страной нависнет угроза? Так что чтить память погибших – это логически жизненно необходимо. 
Эксперты со своей стороны подкрепили позицию каждого из выступающих. В частности Светлана Алексеевна, расширяя тему с позиции нравственного чувства, возразила Антону. Она припомнила события из книги В.Быкова «Сотников». Рыбак тоже исходил из логики, когда они с Сотниковым попали в плен к фашистам. Он убеждал товарища по несчастью, что надо при-твориться, якобы они готовы служить врагу, чтобы выжить и потом смочь отомстить. И чем всё закончилось? Просто «поиграть» в предателя Рыбаку не удалось, ему пришлось участвовать в казни Сотникова, который следуя своему нравственному чувству, не пошёл на компромисс.
Часть аудитории тоже не согласилась с Антоном, что эмоции не важны. «Если в бою всё время сидеть в кустах и рассчитывать риски, то так и проиграешь. Герои на то и герои, что без особых раздумий, от переполняющих чувств, порывов бросались на дзот грудью, давая осталь-ным возможность биться».
Часть аудитории высказала мысль, что память – памятью, а тела погибших в лесах, где шли бои, тревожить не надо. «Зачем? Кому это нужно?» Правда, им возразили: "А, что, если бы в лесу лежали, не дай Бог, именно вы?" Кому же хочется думать, что погибнешь, как собака, неведомо где; и никто из близких ничего не будет знать, кроме трёх слов «пропал без вести».

В общем, хоть участвовавшие в споре и противоречили друг другу в подходах, но в главном всё равно пришли к выводу, что чтить память погибших надо, и стараться быть достойными их памяти – тоже. 

Дискуссия в 11 классе

Разработка данной подиум-дискуссии была послана на областной конкурс и мы получили грамоту.


Категория: 2009/10 уч.год | Добавил: Редьярд
Просмотров: 2024 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
-------------------
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №1"
  • Сайт РУО