Четверг, 29.06.2017, 00:00Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Этапы работы над рефератом


 
Пособие  для  начинающих
Урок 2
Этапы работы над рефератом

 Работа над рефератом должна проходить в несколько этапов.

1. Выбор (или согласование) темы реферата с преподавателем.

Это важнейший этап. «Выбирайте ту тему, в которой вы лучшим образом ориентируетесь, которая наиболее вам близка, по которой вы уже что-то писали, читали (или она вам очень интересна), по которой существует необходимое количество литературы» [14, с. 8]

Тема должна быть грамотно сформулирована с литературной точки зрения и, кроме того, очерчивать чёткие рамки рассмотрения темы: не слишком широкие и не слишком узкие. Например, тему «Николай I» или «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир», или «Соединенные Штаты Америки» в рамках реферата в достаточной мере раскрыть невозможно: слишком расплывчаты границы, неясно, какую проблему рассматривать.

2. Составление примерного плана основной части реферата.

План тоже лучше согласовывать с преподавателем. Проконсультируйтесь: верно ли вы понимаете смысл темы, обсудите с ним примерное содержание будущего реферата. В задачу учителя-научного руководителя входит: оказывать учебно-методическую и организационную поддержку, помочь избежать компиляций (комбинирования чужих слов и идей), «подгонки» фактических данных под ключевую идею, грамотно использовать противоречивые источники и публицистическую литературу, критически относиться к информации, неподдающейся проверке.

«Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе учащегося, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Составляется он обычно по хронологическому или проблемному принципу. Первый предполагает рассмотрение того или иного явления в его историческом развитии (от прошлого - к настоящему), второй - изучение нескольких явлений (проблем) и связей между ними. Возможно сочетание обоих подходов с применением проблемно-хронологического принципа раскрытия темы. Все пункты плана должны быть дословно повторены в тексте реферата в качестве заголовков разделов.»[15]

3. Подбор и изучение литературы и других библиографических источников, параллельное составление списка использованной литературы.

Библиографические изыскания (поиски источников по каталогам, картотекам в библиотеках, просмотр списков литературы в конце книг, статей соответствующей тематики, изучение библиографических указателей и др.) помогают определить степень разработанности конкретной темы, определённого направления или отдельного вопроса, а также подобрать необходимые для написания работы источники.

Какие-то источники может подсказать вам преподаватель, во многом поможет библиотекарь.

Итак:

-вы знаете свою тему,

-знаете, из каких частей должен состоять реферат,

-вкратце ознакомились с имеющимися источниками, сделали закладки в нужных местах,

-определились с планом: знаете, какие вопросы и в какой последовательности вам предстоит осветить в процессе написания реферата.

 Если вы работаете в читальном зале библиотеки, заготовьте отдельный лист для каждого раздела. По ходу  переработки источников конспективно излагайте своими словами (или цитируйте) материал источников именно на том листе, к какому разделу относится данный материал. Таким образом, у вас соберутся не систематизированные, но раскиданные по разделам вашего плана материалы. Точно так же стоит поступать в случае работы сразу за компьютером: набирайте текст, заполняя разделы своего плана, набрав их заголовки в первую очередь.

В конце реферата ученик обязательно должен привести список литературы (сюда же относятся и сайты Интернета), которая была им использована при подготовке и написании работы. Кроме того, в самом реферате отдельные положения должны быть подкреплены ссылками на соответствующие источники; ссылка на источник должны быть также от каждой приведенной в работе цитаты (об этом говорится в следующем уроке). Поэтому надо сразу же делать библиографическую запись источника, который вы использовали, формируя список использованной литературы (на листе бумаги, либо на компьютере), сразу озаглавив его: Список использованной литературы. Окончательный вид он примет только к завершению работы над черновиком, и может быть потом подкорректирован на этапе редактирования текста.

Однако при выписывании дословных цитат из источников уже в черновике следует помечать после цитаты кратко фамилию и название этого источника, а также, в случае печатного документа, – страницу, с которой взята данная цитата. По окончании работы, когда список будет выстроен в должном порядке и пронумерован, можно будет грамотно оформить ссылки, не затрачивая большого труда для повторного просматривания источников, выискивая процитированные сайты или страницы документов.

4. Анализ и систематизация собранного материала: написание черновика основной части.

К данному этапу у вас уже должен быть «костяк» черновика реферата: все разделы плана заполнены найденными в источниках положениями, фактами, доказательствами и т.д. Теперь приступаете к написанию каждой главы в отдельности, начиная с первой.

Материал следует излагать, соблюдая логику: сначала выдвигаете положение (утверждение, мысль), а затем приводите доказательства, факты. Или излагаете материал в хронологическом порядке, если тема требует этого.

На компьютере вы просто можете менять абзацы местами, делая вставки, пояснения, перефразирования, добиваясь логичности и последовательности. В рукописном варианте (при наличии полей, которые непременно надо оставлять)  можно нумеровать абзацы, делать вставки на полях, обозначать перестановку абзацев стрелочками, но лучше все-таки после всей этой работы написать новый черновик с учетом всех изменений, оставляя поля. Ведь вам еще показывать вашу работу преподавателю, а ему трудно будет разобраться в буреломе ваших пометок, и некуда будет вписать свои поправки.

Не следует перегружать текст большим количеством цитат. Учитесь пересказывать чужую мысль своими словами, не искажая её смысла.

В конце каждого раздела (главы) следует сделать вывод. Все главы в целом должны достаточно полно раскрывать тему.

Стиль изложения реферата не должен быть слишком наукообразным. Если используете сложные термины, поясняйте их значение (в скобках рядом, либо в сноске внизу страницы). Это покажет проверяющему, что вы понимаете, о чем пишете, а не переписываете бездумно. Подкрепляйте утверждения примерами, фактами. Старайтесь писать точно, грамотно, кратко, не отвлекаясь от основной темы. Разделяйте текст на абзацы: каждую новую мысль (утверждение, факт, пример) начинайте с красной строки. Не допускайте повторений одних и тех же мыслей, а также одних и тех же слов – подбирайте синонимы.

(Если вам жаль расставаться с некоторыми повторяющими друг друга по смыслу выписками – приберегите их для введения или заключения – не выкидывайте безвозвратно.)

5. Написание введения и заключения.

После написания основной части введение и заключение написать гораздо легче. Что именно должны содержать оба эти раздела – описано в первом уроке.

Говоря во введении о задачах, которые автор реферата ставит перед собой, следует исходить из названий глав (разделов): задачи и разделы должны соответствовать друг другу. Просмотрите все выкинутые из основного раздела выписки и формулировки: может быть, они окажутся к месту: например, во введении при изложении рассматриваемой проблемы или в заключении, где требуется повторить все выводы, сделанные в конце каждой главы, но другими словами.

Помните, что введение – это не вступление к сочинению – это введение в данную письменную работу, прочитав которое человек мог понять, что это за работа, о чем, зачем написана, как автор решил подойти к рассмотрению темы, какова структура данной работы, какие источники в ней использованы.

Заключение же – единственный раздел реферата, где, подытожив и обобщив (сделав общий вывод)  все рассмотренное, автор может высказать свое мнение о теме, о проблеме и т.д.

Введение, основная часть и заключение должны полностью соответствовать друг другу.

5. Оформление списка использованной литературы и ссылок на источники после цитат в реферате. (Об этом в следующем уроке)

6. Редактирование реферата

Проверяете еще раз последовательность и вразумительность изложения, исправляете ошибки, неточности, опечатки, удаляете повторы, убираете все лишние отступления от темы, устраняете тавтологию, поясняете всё непонятное, улучшаете неудачные фразы и т.д.

7. Составление содержания (второй лист реферата).

Все заголовки и подзаголовки разделов реферата в Содержании должны точно соответствовать заголовкам работы внутри текста, также точно должны быть обозначены страницы их расположения.

Если Приложения в работе однородные (только рисунки, только фото, только диаграммы и т.п.), то в оглавлении пишется «Приложения», а внутри приложений каждый новый рисунок, диаграмма и т.п. нумеруются (например: рис.1, рис.2 или диаграмма 1, диаграмма 2). А если в Приложениях перемежаются, например, текстовые материалы и изобразительные, то в Содержании пишется: «Приложение 1», «Приложение 2», и так далее.

8. Обсуждение черновика с преподавателем.

         9. Окончательное оформление реферата начисто.
 
 
 
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
-------------------
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • ОСОШ №1
  • Сайт РУО