Работа над рефератом должна проходить в несколько этапов.
1. Выбор (или согласование) темы реферата с преподавателем.
Это важнейший этап. «Выбирайте ту тему, в которой вы лучшим образом ориентируетесь, которая наиболее вам близка, по которой вы уже что-то писали, читали (или она вам очень интересна), по которой существует необходимое количество литературы» [14, с. 8]
Тема должна быть грамотно сформулирована с литературной точки зрения и, кроме того, очерчивать чёткие рамки рассмотрения темы: не слишком широкие и не слишком узкие. Например, тему «Николай I» или «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир», или «Соединенные Штаты Америки» в рамках реферата в достаточной мере раскрыть невозможно: слишком расплывчаты границы, неясно, какую проблему рассматривать.
2. Составление примерного плана основной части реферата.
План тоже лучше согласовывать с преподавателем. Проконсультируйтесь: верно ли вы понимаете смысл темы, обсудите с ним примерное содержание будущего реферата. В задачу учителя-научного руководителя входит: оказывать учебно-методическую и организационную поддержку, помочь избежать компиляций (комбинирования чужих слов и идей), «подгонки» фактических данных под ключевую идею, грамотно использовать противоречивые источники и публицистическую литературу, критически относиться к информации, неподдающейся проверке.
«Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе учащегося, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Составляется он обычно по хронологическому или проблемному принципу. Первый предполагает рассмотрение того или иного явления в его историческом развитии (от прошлого - к настоящему), второй - изучение нескольких явлений (проблем) и связей между ними. Возможно сочетание обоих подходов с применением проблемно-хронологического принципа раскрытия темы. Все пункты плана должны быть дословно повторены в тексте реферата в качестве заголовков разделов.»[15]
Для реферата рекомендуется составлять план из трёх глав, не более. Вторая глава, которая обычно несёт основную содержательную нагрузку делится на подглавки.
3. Поиск и отбор информации по разным источникам.
Библиографические изыскания (поиски источников по каталогам, картотекам в библиотеках, просмотр списков литературы в конце книг, статей соответствующей тематики, изучение библиографических указателей и др.) помогают определить степень разработанности конкретной темы, определённого направления или отдельного вопроса, а также подобрать необходимые для написания работы источники.
Какие-то источники может подсказать вам преподаватель, во многом поможет библиотекарь.
Итак:
-вы знаете свою тему,
-знаете, из каких частей должен состоять реферат,
-вкратце ознакомились с имеющимися источниками, сделали закладки в нужных местах,
-определились с планом: знаете, какие вопросы и в какой последовательности вам предстоит осветить в процессе написания реферата.
Если вы работаете в читальном зале библиотеки, заготовьте отдельный лист для каждого раздела. По ходу переработки источников конспективно излагайте своими словами (или цитируйте) материал источников именно на том листе, к какому разделу относится данный материал. Таким образом, у вас соберутся не систематизированные, но раскиданные по разделам вашего плана материалы. Точно так же стоит поступать в случае работы сразу за компьютером: наберите в Word заголовки глав по прядку, и, найдя необходимую информацию в интернете, копируйте её, вставляя в соответствующие главы своей работы. Не забывайте сразу после цитаты указать источник (адрес страницы Интернета, название книги и номер страницы, откуда взят фрагмент текста).
Дело в том, что в конце реферата ученик обязательно должен привести список литературы (сюда же относятся и сайты Интернета), которая была им использована при подготовке и написании работы. Кроме того, в самом реферате отдельные положения должны быть подкреплены ссылками на соответствующие источники; ссылка на источник должны быть также от каждой приведенной в работе цитаты (об этом говорится в следующем уроке). Из указываемых вами постепенно источников будет впоследствии сформирован Список использованной литературы (либо Список использованных источников). Окончательный вид он примет только к завершению работы над черновиком, и может быть потом подкорректирован на этапе редактирования текста.
По окончании работы, когда список будет выстроен в должном порядке и пронумерован, можно будет грамотно оформить ссылки. (См. Урок 3). Если вы фиксировали источники в ходе всей работы, то вам не придётся затрачивать много усилий для повторного просматривания источников, выискивая процитированные сайты или страницы документов.
4. Анализ, систематизация и переработка собранного материала: написание черновика основной части.
К данному этапу у вас уже должен быть «костяк» черновика реферата: все разделы плана заполнены найденными в источниках положениями, фактами, доказательствами и т.д. Теперь приступаете к написанию каждой главы в отдельности, начиная с первой.
Материал следует излагать, соблюдая логику: сначала выдвигаете положение (утверждение, мысль), а затем приводите доказательства, факты. Или излагаете материал в хронологическом порядке, если тема требует этого.
На компьютере вы просто можете менять абзацы местами, делая вставки, пояснения, перефразирования, добиваясь логичности и последовательности. В рукописном варианте (при наличии полей, которые непременно надо оставлять) можно нумеровать абзацы, делать вставки на полях, обозначать перестановку абзацев стрелочками, но лучше все-таки после всей этой работы написать новый черновик с учетом всех изменений, оставляя поля. Ведь вам еще показывать вашу работу преподавателю, а ему трудно будет разобраться в буреломе ваших пометок, и некуда будет вписать свои поправки.
Не следует перегружать текст большим количеством цитат. Учитесь пересказывать чужую мысль своими словами, не искажая её смысла. Но совсем без цитат - нельзя. Нельзя так же приводить дословно чужой текст без оформления его в виде цитаты.
В конце каждого раздела (главы) следует сделать вывод. Все главы в целом должны достаточно полно раскрывать тему.
Стиль изложения реферата не должен быть слишком наукообразным. Если используете сложные термины, поясняйте их значение (в скобках рядом, либо в сноске внизу страницы). Это покажет проверяющему, что вы понимаете, о чем пишете, а не переписываете бездумно. Подкрепляйте утверждения примерами, фактами. Старайтесь писать точно, грамотно, кратко, не отвлекаясь от основной темы. Разделяйте текст на абзацы: каждую новую мысль (утверждение, факт, пример) начинайте с красной строки. Не допускайте повторений одних и тех же мыслей, а также одних и тех же слов – подбирайте синонимы.
(Если вам жаль расставаться с некоторыми повторяющими друг друга по смыслу выписками – приберегите их для введения или заключения – не выкидывайте безвозвратно.)
5. Написание введения и заключения.
После написания основной части введение и заключение написать гораздо легче. Что именно должны содержать оба эти раздела – описано в первом уроке.
Говоря во введении о задачах, которые автор реферата ставит перед собой, следует исходить из названий глав (разделов): задачи и разделы должны соответствовать друг другу. Просмотрите все выкинутые из основного раздела выписки и формулировки: может быть, они окажутся к месту: например, во введении при изложении рассматриваемой проблемы или в заключении, где требуется повторить все выводы, сделанные в конце каждой главы, но другими словами.
Помните, что введение – это не вступление к сочинению – это введение в данную письменную работу, прочитав которое человек мог понять, что это за работа, о чем, зачем написана, как автор решил подойти к рассмотрению темы, какова структура данной работы, какие источники в ней использованы.
Заключение же – единственный раздел реферата, где, подытожив и обобщив (сделав общий вывод) всё рассмотренное, автор может высказать своё мнение о теме, о проблеме и т.д.
Введение, основная часть и заключение должны полностью соответствовать друг другу.
6. Оформление списка использованной литературы и ссылок на источники после цитат в реферате. (Об этом в следующем уроке)
7. Редактирование реферата
Проверяете еще раз последовательность и вразумительность изложения, исправляете ошибки, неточности, опечатки, удаляете повторы, убираете все лишние отступления от темы, устраняете тавтологию, поясняете всё непонятное, улучшаете неудачные фразы и т.д.
8. Составление содержания (второй лист реферата).
Все заголовки и подзаголовки разделов реферата в Содержании должны точно соответствовать заголовкам работы внутри текста, также точно должны быть обозначены страницы их расположения.
Если Приложения в работе однородные (только рисунки, только фото, только диаграммы и т.п.), то в оглавлении пишется «Приложения», а внутри приложений каждый новый рисунок, диаграмма и т.п. нумеруются (например: рис.1, рис.2 или диаграмма 1, диаграмма 2). А если в Приложениях перемежаются, например, текстовые материалы и изобразительные, то в Содержании пишется: «Приложение 1», «Приложение 2», и так далее.
9. Обсуждение черновика с преподавателем.
10. Окончательное оформление реферата начисто.
11. Подготовка защиты реферата.