…Люди перенесут все, если знают, что нужны они лично, а не их тело, скелет и мясо, и как они выглядят или их положение, деньги или даже плоды, а нужна их душа, стремящаяся быть умелой.
…Что у человека легче воздуха? – Желания, направленные вверх…
…Ошибочно думают, что летают мухи, птицы, аэропланы или ракеты.
Вот рыбы плавают. А мухи, птицы, аэропланы и ракеты только нечеловеческим усилием поддерживают себя в воздухе, чтобы не упасть на Землю. Иногда долго планируют, парят, но не больше.
Но это не мудрые. Это чаще всего хищники. Они передвигаются в верхних слоях атмосферы и склевывают ползающих.
А рыба плавает, даже не двигая плавниками. У нее в животе воздушный пузырь. Рыба плавает даже дохлая.
Мудрый плавает в воздухе, потому что в нем живет нечто, что делает его легче воздуха, и ему надо прилагать нечеловеческие усилия, чтобы удержаться за Землю.
А когда он перестает что-нибудь чувствовать, он всплывает вверх навсегда. Но я не знал, что мудрый может разучиться летать.
…Я выполз из своего дома и увидел то, чего не увидишь в полете.
…Что такое ремесло? Это «не хуже, чем у людей». Уровни могут быть разные, но изготовленная вещь имеет предварительный эталон, иногда шаблон, штамп. И есть с чем сравнить.
А искусство – это новинка.
У искусства тоже есть эталон, но внутренний, движущийся. И он отыскивается в самом процессе работы, и называется – идеал.
У ремесла – эталон, у искусства – идеал.
Все неприличия в искусстве5 возникают от путаницы – эталон и идеал.
…Это не разница в определении, это разница в сути.
Эталон – это то, с чем можно сравнить изготовленную вещь. А идеал сравнивать не с чем, разве что с другим идеалом.
…Эталон стоит на месте, и мы к нему движемся, а идеал уходит от нас как горизонт.
Ремесло останавливается, когда эталон достигнут. Искусство останавливается, когда продолжение ухудшает вещь.
Отсюда совершенно разная оценка законченности.
…Если найдут руки от Венеры Милосской – будет хорошо. Но это будет другое художественное произведение. Потому что если бы не нашли саму Венеру Милосскую, а нашли бы только руки, то было произведение – руки богини.
Ремесленное же произведение существует только в целом виде.
И потому огромна разница между обломком и фрагментом.
…Потому что ремесленное произведение – это правило, состоящее из правил, а произведение искусства – это правило, состоящее из исключений.
Искусство такая вещь – как только в него прорвешься – конец. Назад дороги нет.
Анчаров М. Дорога через хаос.– М.: Мол. Гвардия, 1983.– 256 с. |