23 апреля 2014 года исполняется 450 лет со дня рождения великого английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира (1564-1616).
Творчество Уильяма Шекспира – итог и вершина развития английского и общеевропейского театра эпохи Возрождения. Оно вобрало в себя все лучшее, что было достигнуто мировой культурой. Философская основа творчества Шекспира – ренессансный гуманизм. В гуманизме, народности, реализме Шекспира – залог бессмертия великого мыслителя и художника.
Творчество Шекспира-драматурга принято делить на три периода:
Первый, так называемый оптимистический (1591—1601 гг.), ознаменован появлением произведений, которые пронизаны верой в победу добра над злом, торжеством человечности, ума и справедливости и окрашены радостным восприятием жизни во всей его разнообразности.
В этот период Шекспир большей частью пишет искромётные комедии:
комедию характеров «Укрощение строптивой», романтическую комедию «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Виндзорские проказницы», комедию положений «Комедия ошибок», «Два Веронца».
Тема почти всех комедий Шекспира любовь, ее возникновение и развитие, сопротивление и интриги окружающих и победа светлого молодого чувства. Действие произведений происходит на фоне прекрасных пейзажей, залитых лунным или солнечным светом. Таким предстает перед нами волшебный мир комедий Шекспира, казалось бы, далекий от веселья. Шекспир обладает великой способностью, талантливо соединять комическое с лирическим и даже с трагическим. Персонажи Шекспира поразительно многогранны, в их образах воплощены черты, характерные для людей эпохи Возрождения: воля, стремление к независимости, и жизнелюбие. Особенно интересны женские образы этих комедий – равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельны.
В этот же период Шекспир пишет ряд исторических хроник, каждая из которых охватывает один из периодов английской истории.
О времени борьбы Алой и Белой розы: «Генрих VI» (три части), «Ричард III».
О предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией: «Ричард II», «Генрих IV» (две части), «Генрих V».
Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу. Скорее всего, так получилось потому, что любимым театральным жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов. Однако в отличие от мистерий, в хрониках представлена не библейская история, а история государства. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии - но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях - личностном и государственном – трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов.
В этот же период написаны две первые трагедии Шекспира: «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь».
Второй период (1601—1608 гг.) исследователи называют трагическим. Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества. В это время в его произведениях звучит настроение глубокого разочарования в идее гуманистической идеализации человека, проповедуемой в эпоху Возрождения. «Чем больше Шекспир познавал жизнь, тем очевиднее становилось ему, что человек далёк от совершенства. Для него мерилом служили не мелкие и не рядовые люди. Ничтожества всегда встречались среди людей. Взор Шекспира обращался на людей по-настоящему значительных — умных, энергичных, волевых, выделяющихся различными способностями и доблестями. И вот среди этих поистине больших людей, к тому же вознесённых на самые вершины власти и могущества, он обнаруживал несовершенства даже более значительные и подчас страшные, чем у людей рядовых», — писал известнейший шекспировед А. А. Аникст. Этот критический взгляд на мир наиболее ярко отображён в трагедиях «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607).
В этих трагедиях нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.
В этот же период Шекспир пишет две комедии: «Конец – делу венец», «Мера за меру».
Яркая черта третьего, так называемого романтического периода (1608—1613 гг.), — появление произведений, в которых сочетаются черты двух драматических жанров — трагедии и комедии. С одной стороны, они пронизаны драматизмом, с другой — для них характерны счастливые финалы. Такими, например, являются трагикомедии «Перикл», «Зимняя сказка», «Буря», «Цимбелин».
Это – поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь – от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию – фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса.
Всего перу Шекспира принадлежит 37 пьес, 154 сонета и 2 поэмы. Большинство из этих произведений и ныне поражает читателей силой поэтического слова, глубиной философской мысли, яркостью художественных образов.
Источник
При составлении текста были использованы также следующие источники:
http://www.stratford.ru/biography.html
http://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st038.shtml
http://library.by/portalus/modules/biographies/print.php?subaction=showfull&id=1096282172&archive=&start_from=&ucat=6&
|