За многие годы Алексей Герман как режиссёр снял не много картин. Но каждую из них посмотреть стоит. "Проверка на дорогах", "Двадцать дней без войны", "Мой друг Иван Лапшин"... В этих фильмах важны эпизоды. Они не проходные. Они все - главные. Эти фильмы для зрителя, который ловит подробности, для думающего зрителя. Читаю интервью с А.Германом в Интернете. Много информации для размышления. Поделюсь парой цитат из этих интервью:
"Знаете, у меня в последние годы, с момента, когда
просыпаюсь, в голове звучат хорошие стихи. Я с ними хожу, хожу, даже
мешают иногда... не отвлечься от них. Вот сегодня в ушах тарабанит
лермонтовское:
В глубокой теснине Дарьяла, / Где роется Терек во мгле, / Старинная башня стояла, / Чернея на черной скале.
Вот как это можно написать - "роется Терек"? Не шумит, не протекает -
"роется во мгле". Наш народ необыкновенно талантлив и восприимчив к
искусству. Ведь Россия славится Эйзенштейном, Довженко, Достоевским,
Толстым, Чеховым, да много еще кем; музыкой, живописью, а не своими
машинами и самолётами. У нас был прекрасный зритель. Потом всё хуже и
хуже. И сегодня в кино мы не можем подняться до уровня молодой
Муратовой, до Тарковского, до молодого Иоселиани. За последнее время
Россия потеряла, на мой взгляд, много тонких и честных зрителей. Увы,
многие уехали. Паскаль писал, что если Францию покинут триста
интеллектуалов, Франция превратится в страну идиотов. Недавно в какой-то
серьёзной аналитической программе мы услышали, что Россию покинули 80
тысяч интеллектуалов." Источник
"У отца была дикая теория. Он говорил: "Я хочу, чтобы ты всё отведал с
молодости, чтобы вся эта дребедень тебя не тянула. Ты будешь жить в
хороших гостиницах, в хороших номерах, ты будешь ездить в поездах СВ,
будешь есть в хороших ресторанах, тебя будут обслуживать лучшие холуи.
Для того, чтобы, когда я помру или состарюсь, тебя никогда к этому не
тянуло, ты понимал, что всё это ты видел, всё это ерунда". Я студентом
мог пригласить любых своих друзей в кавказский ресторан, не имея ни
копейки денег. Подходил официант, метрдотель, нас обслуживали, мы ели
всё что угодно. Я останавливался в гостинице "Москва" или в "Национале" в
отдельном номере, а мне было 18-19 лет. В этом была какая-то
странность, потому что при этом я был должен, допустим, половину
зарплаты отдавать в дом.
Я, кстати, до сих пор не курю. Это было одно из условий отца: "Ты
не будешь курить. Начнешь курить — всё, все эти блага у тебя ровно
наполовину скостятся. Ты же не будешь меня обманывать?" И я не курил: на
кой мне курить перед девицей, выпендриваться, когда я лучше приглашу её
в гостиницу "Европейскую" и папе выставлю счёт". Источник
Кстати, вы смотрели фильмы той же Киры Муратовой?
Хотя бы два: "Короткие встречи" и "Перемену участи". В них отражены две разные стороны творчества этого прекрасного режиссёра. А.Герман сожалеет о том, что сейчас нет зрителей для такого кино. Но, думаю, что зритель-то есть, просто он не знает, о существовании превосходных фильмов. Нечасто по ТВ их показывают, к сожалению. Но в Интернете можно найти что угодно. Найдите, посмотрите и германовские картины и Киры Муратовой. Это время не будет потеряно впустую.