"Почти все компетенции проверяются в Финляндии на итоговом экзамене по чтению и литературе. Экзамен проводится в двух вариантах.
Первый: выпускнику дается новая для него книга, которую он должен прочитать (экзамен длится два-три дня!) и написать оригинальное эссе, ссылаясь на чужие взгляды на книгу (их нужно найти!), споря или соглашаясь с другими людьми. Второй: выпускнику дается интересная для него тема, проблема, которую он должен проанализировать, сравнить позиции разных людей по этой проблеме, выдвинуть и обосновать свою точку зрения. Это один из самых сложных экзаменов, хотя основная его часть проводится вне школы. Ребята работают в библиотеках, ищут информацию в интернете, обсуждают с друзьями, родителями. При этом им приходится использовать и коммуникативные, и социальные, и информационные, и учебные компетенции. Эту идею также легко трансформировать под анализ развития компетенций у школьников средней и общеобразовательной ступеней. О времени работы над темой или книгой (рассказом) договориться с классом заранее, дать возможность выполнять работу самостоятельно или в группах – и снова договор с детьми! – обсудить результаты и способы выполнения работы. Именно такую методику используют финские педагоги, готовя ребят к выпускному экзамену. Я, например, была на занятии, где обсуждался итог работы над фильмом «Миллионер из трущоб». Картина была выбрана не случайно: большинство ребят этого класса были иммигрантами, им пришлось пройти через много трудностей; фильм только что появился, они очень хотели его посмотреть; приближался экзамен. Каждое прочитанное эссе было взрывом чувств, эмоций. Учитель лишь иногда исправлял неудачные (точнее, непонятные другим) словесные обороты. После этого каждый мог доработать свой текст. А можно сделать еще проще: принести на последний в полугодии урок научно-популярные статьи по предмету или учебник, по которому с этим классом никогда не работали, и предложить за ограниченное время разобраться в новом, еще неизвестном, материале. Или, напротив, определить объем материала для изучения и засечь время, которое для этого понадобится. И сказать, что эта работа будет повторяться каждую четверть или каждые полгода, чтобы ребята смогли увидеть, как развиваются их компетенции".
|