6 октября 2023 года в 5 А классе состоялся диспут по сказке Г.Х. Андерсена "Ель". Главный вопрос диспута: "Можно ли всю жизнь прожить счастливо. Учитель литературы - К.А. Молчанова. Провела диспут педагог-библиотекарь Е.И. Коптяева.
Накануне класс письменно ответил на предварительные вопросы. Ответы были интересными, стало ясно, что мнение класса по основному вопросу разделилось на пополам. Приводим примеры письменных ответов. Первый вопрос: Была ли ель довольна своей жизнью?
Таким образом, на диспуте количество оппонентов с обеих сторон было почти равное. Обсуждение шло бойко, отмолчавшихся было минимальное количество.
Обе стороны согласились с тем, что у Ели было много возможностей почувствовать себя счастливой, она всё время ждала чего-то лучшего, её не радовало то, что у неё есть.
Затем обсуждали качества характера Ели: положительный она или отрицательный герой. Одни выступающие говорили, что она отрицательный герой (завистливая), другие говорили, что она одновременно положительный и отрицательный герой, потому что она ничего плохого никому, кроме себя, не сделала, но брать с неё пример не надо.
Но тут было высказано мнение, что Ель однозначно отрицательный герой, потому что она изменила своё мнение: сначала каждый раз считала, что она несчастная, а потом решила, что все события в её жизни были счастливыми моментами её жизни. И так нельзя, своё мнение никогда нельзя менять. И по этому поводу разгорелся спор. Никто из выступающих не был согласен с таким мнением. Правда, убедить в своей правоте оппонента не смогли.
Очень живо ребята высказали своё представление о счастье, оказалось, что для этого состояния им не так уж много надо: иногда достаточно, чтобы в школе ничего не задали на дом!
Кроме того, пришли к выводу, что в жизни человека просто нет такого возраста, когда уже невозможно почувствовать себя счастливым. Главное, правильно относиться к своей жизни, ценить каждый день. Кстати, отметили, что для старого человека его дети и внуки - настоящая награда и залог того, что он не будет покинут.
Однако не смотря на все прозвучавшие аргументы в пользу того, что очень даже возможно прожить всю жизнь счастливо, отрицающая сторона стала выдвигать аргументы против: "А если у вас собака умерла?", "А если ты двойку получил?", "А если ты в компьютерной игре опять не смог выиграть?"
Сторона "ЗА", конечно, отвечала, что надо учиться справляться с огорчениями, не зацикливаться на них, стараться как-то решать проблемы: действовать, отвлекаться на хобби, что-то игнорировать.
В общем, диспут прошёл очень бурно, мысли ребят иногда удивляли, настолько они были разнообразными и оригинальными.
40 минут для диспута - очень мало, но в целом, основной вопрос был обсуждён, а доспорить можно и потом, на перемене. Одна пятиклассница не успела высказать появившуюся в конце разговора мысль, она подошла отдельно и поделилась этой мыслью: иногда можно в неприятностях найти возможность для счастья. Надо только не унывать.
Вот такой получился диспут.
Спасибо всем его участникам!
|