Суббота, 20.04.2024, 15:03Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Категории раздела
2010/11 уч.год [10]
2009/10 уч.год [2]
Проекты прошлых лет [2]
2011/12 уч.год [7]
2012/13 уч.год [3]
2013/14 уч.год [8]
2014/15 уч.год [11]
2015/16 уч.год [8]
2016/17 уч.год [12]
2017/18 уч.год [14]
2018/19 уч.год [15]
2019/20 уч.год [16]
2020/21 уч.год [30]
2021/22 уч.год [31]
2022/23 уч.год [28]
2023/24 уч.год [36]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Проекты » 2022/23 уч.год

Диспуты о мести в 6Б и в 6В классах
[ ] 26.10.2022, 16:26

Диспуты на тему: "Благородное ли дело - месть?"

24 октября 2022 года такой диспут прошёл в 6 Б на уроке литературы. Учитель литературы – С.А. Антуфьева. Разговор строился на основе прочитанных текстов: фрагменты русской летописи о княгине Ольге, отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая», рассказ В. Солоухина «Мститель», роман А.С. Пушкина «Дубровский». Диспут провела педагог-библиотекарь Е.И. Коптяева.

Почти весь класс в предварительных письменных ответах на вопросы показал, что не одобряет месть. Только несколько человек посчитали, что иногда месть может выглядеть благородной. Таков же был расклад позиций и на самом диспуте.

Сначала обсудили поступки княгини Ольги, которые она совершила, чтобы отомстить древлянам за убийство мужа. Не многие одобрили её коварство. Тем, кто защищал её право сделать это, было трудно пояснить почему. Но в результате выяснили, что княжеский титул обязывал Ольгу утверждать свою власть таким страшным путём, а кроме того, времена были такие, что нельзя было не мстить – этого требовал обычай.

Когда перешли к обсуждению поступка Марии в повести Закруткина, то почти никто не думал, что она должна была отомстить попавшемуся ей врагу за смерть близких людей. Для всех без всякого спора показалось естественным, что она не убила немецкого юношу, потому что его вины в её трагедии не было. Отомстив, она бы только увеличила свои страдания, потому что её бы мучила совесть. Тем более, что он напомнил ей сына. А она для него стала мамой на несколько часов его уходящей жизни. И это хоть немного, но растопило ожесточённое войной сердце женщины.

Затем перешли к разговору о «Мстителе» в рассказе Солоухина. И вновь практически все одобрили решение героя рассказа отказаться от мести. Кто-то даже придумал, что вовсе не Витька стукнул героя рассказа, или это произошло случайно. Хотя в содержании такого не было.

Завели речь и о Владимире Дубровском: должен он был отомстить Троекурову за отца и за свою разорённую жизнь или нет. Стал бы он счастливее от этого? Вышло, что нет, что он правильно сделал, остановив эту вражду.

Потом стали выяснять: а бывает ли ситуация, при которой надо в жизни мстить? Было высказано несколько таких возможных обстоятельств. Например, кто-то кого-то стукнул или по-другому обидел. Но, порассуждав, пришли к выводу, что надо или сразу разбираться, а не ходить и придумывать какую-нибудь пакость в ответ, или пожаловаться учителю, чтобы виновного призвали к ответу. Да и вообще, надо учиться решать конфликты мирным путём. Или вообще - прощать.

Было обрисовано так же как возможное условие для благородной мести – убийство близкого человека. Но тут сразу возразили, что есть суд, и надо, чтобы наказание было законным, а то можно сделать ещё хуже себе.

В общем, как таковой диспут не состоялся, получилось просто обсуждение темы мести, так как практически не было противостоящих сторон. Все друг с другом соглашались, а те, кто изначально заявил позицию «ЗА» благородство чувства мести не отстаивал своего мнения, не находя достойных аргументов. Месть – дело не благородное, но, как сказал, один из выступающих, «для себя» надо бы мстить, чтобы не страдало самолюбие. Но можно не таиться, а отвечать на обиду или унижение сразу. Хотя, как было замечено, это уже называется не «мстить», а «дать отпор».

 

Несколько по-другому прошёл диспут в 6 В классе 25 октября 2022 года. Учитель – С.А. Антуфьева. В этом классе так же мало учеников было на стороне, считающей, что месть – благородное дело.

С самого начала выяснили, как участники диспута понимают слово «месть» (это действие в отплату за причинённое зло). Никто из присутствующих не поделился своим опытом в свершении мести, но многие высказались, что обычно люди хотят мстить от обиды за что-то.

Потом обсудили отношение к мести в современной жизни: одобряется ли она обществом? В общем, пришли к выводу, что не одобряется, потому что с обидчиком можно разобраться и другими способами. Вот, например, засунули тебе что-нибудь нехорошее в портфель. Что ж теперь? На всех злиться? Лучше рассказать обо всём учителю - пусть она разберётся.

Затем перешли к обсуждению ситуаций в прочитанных текстах Меньшая часть участников одобрила поведение княгини Ольги, хотя и назвали её жестокой. Решили, что ей пришлось так поступать в соответствии с требованием времени. А Мария во втором тексте не смогла совершить месть, потому что её злость рассеялась, когда она услышала слово «мама» от раненого немца. В ней проснулась мать, которая не стала причинять боль юному человеку. Они оба не виноваты, что идёт война и гибнут люди. Что касается «Мстителя», то тоже без спора пришли к выводу, что уж лучше весело и интересно провести вместе время, чем драться и делать гадости друг другу.

Более горячо стали выступать, когда речь зашла о «Дубровском». Этот роман А.С. Пушкина только что прошли по литературе и, видимо, он затронул чувства шестиклассников. Одни решили, что Владимир Дубровский должен был отомстить, другие, что нет, потому что он отказался от мести во имя любви к Маше Троекуровой, и это – правильно.

Осуждающие мстительность говорили о том, что это может тянуться бесконечно. В пример была приведена гипотетическая ситуация. Вот живёт племя. А кто-то из другого племени убил кого-то из этого племени. Тогда они пошли мстить – и убили в ответ кого-то из племени обидчиков. А те тоже решили отомстить и пришли убить следующего из данного племени. И так далее. Кто же тогда из них останется в живых?

Месть – злое и подлое дело, говорили её противники. К неё готовятся, живут с таким нехороших чувством в душе. Ни к чему хорошему с нею прийти нельзя. Но один из оппонентов продолжал им противоречить. Хотя в конце разговора объяснил, что он и наказание по закону тоже считает местью. Поэтому и считает, что это – благородное дело.

В завершение ведущая рассказала о романе А. Дюма «Граф Монте-Кристо», в котором герой провёл много лет заточённым в крепости по навету врагов, а потом сбежал из крепости и ещё много времени потратил на подготовку уничтожающей мести для всех своих недругов. Получилось, что эти враги отняли у его жизни не только те годы, что он провёл в заточении, но и те, что потратил на месть. Ведь он не жил своей жизнью всё это время.

Таким образом прошли два диспута.

Всем спасибо за участие!

 

 

 

Категория: 2022/23 уч.год | Добавил: Редьярд
Просмотров: 123 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
-------------------
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №1"
  • Сайт РУО