Пятница, 26.04.2024, 16:22Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Категории раздела
2010/11 уч.год [10]
2009/10 уч.год [2]
Проекты прошлых лет [2]
2011/12 уч.год [7]
2012/13 уч.год [3]
2013/14 уч.год [8]
2014/15 уч.год [11]
2015/16 уч.год [8]
2016/17 уч.год [12]
2017/18 уч.год [14]
2018/19 уч.год [15]
2019/20 уч.год [16]
2020/21 уч.год [30]
2021/22 уч.год [31]
2022/23 уч.год [28]
2023/24 уч.год [36]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Проекты » 2021/22 уч.год

Диспут о правах и обязанностях в 9 А классе
[ ] 02.04.2022, 11:57

 

Отчёт автора проекта 

1 апреля 2022 года в 9 А классе на уроке обществознания (учитель - Е.А. Мотовилова) состоялся диспут по вопросу: "Главное соблюдать свои права, а не выполнять обязанности?" Это индивидуальный проект одиннадцатиклассницы Ульяны Воловой.

Накануне Ульяна раздала через учителя всем ученикам этого класса подборку текстов Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребёнка, Всеобщей декларации прав человека. Девятиклассников попросили ответить письменно на предварительные вопросы:

1. Какие обязанности вменяются гражданам Конституцией РФ? Больше ли их, чем прав у гражданина РФ?
2. Какие права в тексте данных документов особенно важны именно для тебя?
3. Чувство долга – это отжившее понятие или актуальное?
4. Главное – соблюдать свои права, а не выполнять обязанности?

Ответы были примерно одинаковые, когда речь шла о правах и обязанностях, закреплённых в документах. Но в вопросе о долге мнения разошлись. Кто-то считает чувство долга устаревшим понятием,потому что оно лишает человека свободы. Однако, большинство посчитало, что выполнять обязанности также важно, как и соблюдать свои права.

На диспуте большее количество участников встало на позицию, что выполнять обязанности важнее, чем соблюдать свои права.

Сначала Ульяна предложила обсудить: возможно ли в современной жизни избегать выполнения своих обязанностей, и какие обязанности чаще всего игнорируются. Ребята предположили, что это, например, сохранение окружающей среды, ведь у нас очень много мусора кругом. Ещё упомянули уплату налогов, так как предполагают, что кто-то способен этого избежать. Далее сказали, что люди часто не соблюдают правила дорожного движения, чем подвергают риску не только свои жизни. Также вспомнили о случаях, когда граждане страны игнорируют своей обязанностью служить в армии, т.е. не готовятся к защите отечества. 

 

Когда перешли к выяснению прав, которые невозможно реализовать без выполнения обязанностей, то в первую очередь назвали право на жизнь. Хотя у нас теперь нет смертной казни за убийство, однако, ребята всё равно считают, что если ты хочешь сам жить, то нельзя посягать на жизнь других. 

О опять вспомнили о праве на благоприятную среду. Если человек сам не помнит об обязанности беречь природу и не загрязнять окружающую среду, то у него не будет возможности реализовать своё право на благоприятную среду для жизни.

Больше всего спорили по вопросу о долге. В какой степени современный человек обязан руководствоваться чувством долга? Не лишает ли это нас свободы и счастья? Должны ли мы на самом деле кому-то?

Конечно, с самого начала сторона, отстаивающая свои права, высказалась за полную свободу человека: мы никому ничего не должны. 

Ну, разве что должны учиться, пока мы не взрослые.

Но ведь чувство долга относится не только к тем положениям, о которых говорится в Конституции. И возник вопрос: а дома делать что-то полезное должны? И тут мнения сильно разделились. Одни говорили, что можно помочь маме, но только если есть желание.

Им задавали вопрос: так значит мама всем всё должна, хочется ей что-то делать или не хочется, а дети домашних обязанностей иметь не должны? - Да, - отвечали они, - это так, потому что её никто не просил рожать детей и получать такое количество забот: сама знала на что шла.

 

Им возразили, что у женщины тоже есть право на свободное время, можно разделить домашние обязанности на всех членов семьи. Это вызвало усиленные возражения со стороны ребят.

В этом вопросе к консенсусу не пришли. Правда, поговорили о том, что нормальный человек не может спокойно жить, если не выполнен его долг по отношению к близким: его будет совесть мучить. Кроме того, если пренебрегать чувствами других и правами других, то вскоре станешь изгоем. Ведь, например, если ты будешь брать в долг деньги у знакомых, а отдавать не сочтешь нужным, то скоро тебе никто не даст взаймы.

Дальше обсудили проблему обязанности родителей содержать и воспитывать детей. До какого предела это является долгом родителей? Сначала были высказаны предположения, что родители должны помогать детям, пока у них не появится свой хороший заработок, не будет жилья, и вообщем не наладится жизнь. Тогда непонятно: а от кого это всё должно зависеть? Это родители должны обеспечить детям хорошую работу и жильё? 

А если вы сами встанете на позицию родителей, которые обязаны содержать детей, тогда до какого возраста вы их должны опекать? Класс дружно решил, что до 18 лет. Достаточно. Хотя всем понятно, что зарабатывать в 18 лет никто ещё не начнёт. Все же хотят получить высшее образование. 

В завершение Ульяна перешла к основному вопросу диспута: главное – соблюдать свои права, а не выполнять обязанности?

Нет, все, в общем, понимают взаимосвязь между первым и вторым. Была высказана и такая мысль: "Обязанности мы все должны выполнять - это наш долг. А вот права - дело желания, мы не обязаны реализовывать всех своих прав".

В общем, в этом вопросе никто  особо препираться не стал, хотя и мнения своего в результате диспута не поменял никто.

В целом, диспут на важную тему состоялся. Как всегда было маловато времени - пришлось завершать мероприятие, хотя все только разговорились.

Всем спасибо!

 

 

Категория: 2021/22 уч.год | Добавил: Редьярд
Просмотров: 147 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
-------------------
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №1"
  • Сайт РУО