Понедельник, 18.01.2021, 01:40Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Категории раздела
2010/11 уч.год [10]
2009/10 уч.год [2]
Проекты прошлых лет [2]
2011/12 уч.год [7]
2012/13 уч.год [3]
2013/14 уч.год [8]
2014/15 уч.год [11]
2015/16 уч.год [8]
2016/17 уч.год [12]
2017/18 уч.год [14]
2018/19 уч.год [15]
2019/20 уч.год [16]
2020/21 уч.год [18]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Проекты » 2020/21 уч.год

Диспут в 9 Б о Евгении Онегине
[ ] 25.12.2020, 21:27

 

25 декабря 2020 года в 9 Б состоялся диспут по роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Учитель литературы – С.А. Антуфьева. Ведущая – педагог-библиотекарь Е.И. Коптяева. Обсуждали положительный он герой или отрицательный.

Класс перед диспутом письменно отвечал на четыре вопроса. Среди них и основной вопрос диспута. Подавляющее большинство пришло к выводу, что Онегин – положительный герой с некоторыми отрицательными чертами.

Но на самом диспуте на позицию, обвиняющую Онегина, вышли аж пять человек! Против пятнадцати.

Каждой из сторон было предложено называть по очереди одно из качеств, черт характера или поступков, которое после обсуждения (если не будет аргументированного возражения) заносится в ту или другую колонку на доске. Каких в конце диспута окажется больше или какие будут весомее, такова и будет оценка героя.

Первым качеством в пользу Онегина назвали – любил читать, был очень начитанным. Но с этим не согласились.

Противники Онегина пошли с козырей – назвали его эгоистом, так как все его телодвижения и помыслы направлены только на своё благо. Возражения не последовало – записали.

Зато защитники назвали Онегина прямолинейным и честным. Возникли сомнения, потребовалось привести примеры. Вспомнили только поступок в отношении Татьяны: он не стал её обманывать и честно отказался от её любви. Так и записали – честность в отношении Татьяны, потому что просто «честным» его назвать нельзя – аргументов не нашли. А в процессе обсуждения прямолинейности героя пришли к обратному мнению, что он был лицемерен. Так и записали.

Защитники сказали, что Евгений совестливый. Его совесть мучила после убийства Ленского. Но несогласные заявили, что если бы был совестливым – не стал бы задирать друга, и не довёл бы дело до такой страшной развязки. Согласились на оценку «иногда в нём просыпалась совесть». Потом кто-то припомнил, что почти всегда поступками Онегина руководило тщеславие. Обсудили, записали. Причём, отрицательные черты стали называть те, кто оправдывал героя.

Про разборе ситуации с дуэлью со стороны защитников было сказано, что Ленский оскорбил Онегина, Онегин защищал свою честь. Тогда стали разбираться – кто первый начал. Кто-то обвинял Ленского, что тот пригласил Онегина на именины к Лариным, значит, сам был виноват. Кто-то обвинял в вероломстве Онегина, поскольку он из-за ерунды взъелся на Ленского и решил отомстить.

В общем, в результате к отрицательным качествам добавились: злой и мстительный.

Защитники сказали, что зато Онегин вежливый. Стали обсуждать его с этой стороны, поняли, что он ещё и циничный. То есть постоянно, добавив каких-то положительных черт к психологическому портрету Онегина, приходиться пополнить и противоположную чашу весов.

Например, записали, что он общительный. Стали подробнее рассматривать это его качество, увидели, как он его использовал, как относился с людьми, с которыми общался. Вспомнили его отношение к родному дяде, как Онегин готовился притворно сочувствовать умирающему, мечтая о скорейшей его смерти. В общем, дописали – циничный.

Небольшой спор вышел из-за коннотации слова «равнодушный». Были те, которые считали, что это положительное качество, так как думали, что это тот, кто умеет «властвовать собою». Но ведь это – сдержанный, а не безразличный.

Также некоторые оценили его умение соблазнять женщин положительным качеством. Стали разбираться, пришли к выводу, что соблазнять – значит играть с чувствами других людей: притворяться влюблённым, влюблять в себя, потом, бросая,  разбивать сердце. Это уж никак не положительное качество.

Потом сказали, что Онегин непостоянный: сначала не любил Татьяну, а потом вдруг полюбил! Защитники не согласились: он сначала не был готов к любви Татьяны, но ведь прошло три года, в жизни всё меняется. Противники ни за что не хотели признать, что люди могут менять своё отношение, могут меняться даже характером.

Ведущая предложила хотя бы на время согласиться, что Онегин научился любить. Но предложила обсудить: что это значит? Защитники Онегина стали говорить, что это значит ценить человека, его внутренний мир, уважать его… Тогда ведущая предложила рассмотреть с этой точки зрения поведение «влюблённого» Онегина. Преследование замужней дамы на балах, интимные письма, стремление застать врасплох: что это? Стремится ли Онегин оберегать внутренний мир Татьяны, её покой, её доброе имя? Или он преследует свои эгоистичные цели? Кто-то из защитников подхвати: вот, ещё одно положительное качество: он целеустремлённый, старается всё довести до конца! А к какой цели стремится неважно!

Тут высказано было ещё, что Онегин – трус. Из-за боязни осуждения общества не отказался от дуэли, а из страза смерти он первым стал стрелять в друга. А ведь мог бы стрелять в воздух, в дерево, в ногу, в крайнем случае. Защитники стали настаивать, что он хотел промазать, но не вышло.

Потом к положительным качествам решили добавить хотя бы, что Онегин умный. Обсудили, где и как он применял это качество. Что же он с таким умом не смог уладить дело с дуэлью? Мог бы что-нибудь предпринять. Но качество на доску записали.

Уроки сейчас сокращённые, поэтому пришлось завершать диспут на этом месте. Всё вынесенное на доску, убедительно показало, что герой романа был не слишком хорошим человеком. Поэтому почти все защитники Онегина решили поменять своё мнение. Они это объяснили тем, что сейчас глубже погрузились в содержание произведения и лучше разглядели героя.

При своём мнении остался лишь один ученик, который стал утверждать, что ещё не названы основные хорошие качества Онегина. Но он не смог назвать ни одного из неназванных.

В завершение ведущая призвала участников диспута учиться разбираться в людях. А чтение хороших книг и особенно классики в этом помогает.

Спасибо всем участникам диспута.

 

 

Категория: 2020/21 уч.год | Добавил: Редьярд
Просмотров: 10 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
-------------------
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • ОСОШ №1
  • Сайт РУО