Понедельник, 18.01.2021, 01:54Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Категории раздела
2010/11 уч.год [10]
2009/10 уч.год [2]
Проекты прошлых лет [2]
2011/12 уч.год [7]
2012/13 уч.год [3]
2013/14 уч.год [8]
2014/15 уч.год [11]
2015/16 уч.год [8]
2016/17 уч.год [12]
2017/18 уч.год [14]
2018/19 уч.год [15]
2019/20 уч.год [16]
2020/21 уч.год [18]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Проекты » 2020/21 уч.год

Диспут в 7 А классе по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
[ ] 05.12.2020, 22:55

 

3 декабря 2020 года в 7 А классе состоялся диспут по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". (Учитель литературы - К.А. Молчанова).

Как всегда перед накануне участники диспута ответили письменно на несколько вопросов. Интересно познакомиться с несколькими ответами, которые отличались от большинства других ответов.

Например: "Мог ли Тарас Бульба простить Андрия?"

"Можно ли оправдать предательство Андрия?"

"Мог бы ты поступить так же как Андрий?"

Все участники на диспуте распределились по позициям примерно половина на половину: ЗА и ПРОТИВ.

Абсолютно все были согласны, что Андрий совершил предательство. В общем, все поняли, что сделал он это в условиях военных действий, что делает его поступок ещё более преступным.

Всего несколько человек посчитали, что Тарас сам мог не казнить Андрия, а дать это сделать кому-нибудь другому. Или запереть его и дать возможность одуматься. Возражений не последовало, поэтому ведущей пришлось напомнить, что казнь происходила в момент боя и особо рассуждать тут времени не было. Суд свершился. Кроме того, один из участников диспута отметил, что Тарас казнил Андрия даже и не как сына, а как любого казака, уличенного в предательстве.

Более серьёзное несогласие началось, когда обсуждали возможность для Андрия избежать факта предательства: что можно было сделать по-другому и когда, чтобы не доводить до такой подлости.

Было высказано среди прочих и такое предположение: Андрий мог бы забрать панночку и убежать к татарам - к третьей стороне. Не до всех сразу дошло, но всё-таки нашлись оппоненты, которые увидели в этом такое же предательство, ведь татары были врагами и для казаков, и для поляков.

Тогда возник вариант: пусть бы тогда убежали просто куда-нибудь. На это возразили, что панночка, в отличие от Андрия, была патриоткой, она по-настоящему любила родителей и родину. И она никуда бы не убежала.

Другой вариант: пусть бы Андрий перешёл на сторону поляков, но сидел дома, а на поле сражаться не выезжал. Что-то вообще какой-то недостойный поворот, как будто Андрий спрятался за юбкой панночки...

Обратившись к тексту, вспомнили, что панночка сама говорила Андрию, что понимает, какой долг зовёт его, что он не может оставаться с ней. Возникла мысль: а достоин ли Андрий своей избранницы? Будет ли она после окончания боёв терпеть его рядом с собой? Следовательно: а стоило ли Андрию отрекаться от своих родных ради неё?

На это защитники Андрия стали объяснять, что он полюбил так, что ни про что не стал думать, только бы быть рядом с любимой. И это это, конечно, оправдывает любые его поступки. И сколько бы другая сторона ни твердила о нарушенном долге, защитники Андрия этого не принимали. 

Начался уже спор, не относящийся к произведению Гоголя, по поводу значимости долга в жизни человека. Сторона, отстаивающая позицию ПРОТИВ, говорила о мимолётности любви, о том, что надо думать, смотреть вперёд: как отразится твой поступок на других. Их оппоненты говорили о том, что любовь - это очень важное чувство, которое может поменять смысл жизни. Аргументов с обеих сторон было много, но они не убеждали.

Тогда ведущая предложила рассмотреть элементарную ситуацию: живет обычная семья. Папа, мама, ребёнок. Вдруг папа полюбил другую женщину и мама полюбила другого мужчину. Их обоих поразила такая любовь, что они оба уходят из семьи и из дома, сказав ребёнку: мы не можем сопротивляться своему чувству, у нас теперь другая жизнь а ты живи как хочешь. 

На это спорящие о чрезвычайной роли любви в жизни человека сказали: ну, ребенка они всё равно не оставят! Ведущая спросила: а почему вы так считаете? Значит, в этой ситуации возникает речь о чувстве долга? А если возлюбленные папы и мамы скажут, что не хотят ничего слышать о каком-то там ребёнке? Так что же должно перевешивать на весах? И как же тогда быть с поступком Андрия, который он совершил именно в тех обстоятельствах и в конкретный момент, когда перейдя на сторону врага, он ослабил силы бывших товарищей?

Уроки теперь сокращены по времени, так что далее мы успели только обменяться впечатлениями о диспуте, и узнать: поменял ли кто-нибудь свою позицию в споре. Оказалось, что четыре человека из семи, считающих, что предательство Андрия можно оправдать, теперь сомневаются в этом. Все остальные остались при своем мнении.

Спасибо всем за участие в диспуте! Было интересно.

 

 

Категория: 2020/21 уч.год | Добавил: Редьярд
Просмотров: 24 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
-------------------
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • ОСОШ №1
  • Сайт РУО