Пятница, 18.09.2020, 11:52Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Категории раздела
2010/11 уч.год [10]
2009/10 уч.год [2]
Проекты прошлых лет [2]
2011/12 уч.год [7]
2012/13 уч.год [3]
2013/14 уч.год [8]
2014/15 уч.год [11]
2015/16 уч.год [8]
2016/17 уч.год [12]
2017/18 уч.год [14]
2018/19 уч.год [15]
2019/20 уч.год [16]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Проекты » 2019/20 уч.год

Диспут о мести в 6 А классе
[ ] 31.01.2020, 22:42

 

31 января 2020 года в 6 А классе был проведён диспут на тему "Благородное ли дело - месть?". Совместно с учителем литературы К.А. Молчановой.

Диспут основывался на текстах из сборника "Вокруг тебя мир. 6 класс" - раздел "Порочный круг". Первый текст - отрывок из русских летописей о мести княгини Ольги за гибель мужа. Второй - отрывок из повести В. Закруткина "Матерь человеческая". Третий - рассказ В. Солоухина "Мститель".

Письменные ответы на предварительные вопросы впечатлили. Ответы были вдумчивыми, интересными, непосредственными. Например:

Ребята продумали и прочувствовали прочитанное, в ответах была настоящая рефлексия: "когда ты хочешь мстить, то появляется чувство, которое не даёт тебе сделать этого", "мщение приводит к движению зла в душе", "даже в сказках не бывает, чтобы старый злодей не поплатился бы за свои поступки; так к чему ему ещё и мстить?".

Но у многих запал на высказывания закончился на письменном проявлении. На диспуте активными участниками было всего несколько человек, к сожалению.

К тому же и расселись по позициям некоторые совсем не так, как было обнаружено в ответах. Подавляющее большинство сели на позицию - "месть не благородное дело и мстить никому ни за что не стоит". На противоположной стороне осталось только три ученицы. 

Мало кто осудил княгиню Ольгу за чрезвычайную жестокость, проявленную против древлян, виновных в гибели её жадного мужа - князя Игоря. Ребята признали, что поступок некрасивый, но в то время так было принято - жестокое было время.

В общем, всё понятно, но в письменных ответах была такая фраза: месть должна быть мудрой. Выяснилось, что ребята не понимают разницу между словами мудрый и хитрый. И мудрость с местью не встречаются.

Потом перешли к обсуждению ситуации с раненым немцем в погребе Марии (из повести "Матерь человеческая"). Все участники диспута одобрили отказ Марии от мести, ведь немецкий парнишка ни в чём не виноват, он ранен, он совсем юный. Но ведь сынишка Марии был вообще маленьким, однако фашисты не пожалели его - убили. И тут кто-то из ребят заметил, что всё зависит от человека - от его характера. В письменных ответах несколько раз упоминалось слово великодушие. Это редкое качество. Великодушный человек способен простить виноватого. Он добр и щедр душой.

Мария не могла убить немецкого юношу, не разобравшись, руководствуясь только чувством мести, которое, конечно, разгорелось в душе. Она даже потеряла сознание от сильного переживания.

С героем рассказа Солоухина "Мститель" тоже разобрались быстро. В общем, особо спорить тут оказалось не о чем - всё опять было ясно и все согласны в одном: герой совершенно правильно отказался от мести.

Оживление в диспуте почувствовалось, когда перешли к реальным ситуациям и реальному использованию мести для наказания обидчиков.

Сразу же было сказано, что лучше не мстить, а давать отпор сразу - это ясно и честно. Это, конечно, в случае, если не удаётся договориться по-хорошему, потому что лучший способ - договориться. Кто-то ответил, что также помогает способ игнорирования того, кто хочет обидеть. Ещё был назван способ - обратиться за помощью к взрослым - пусть защитят.

Правда, звучали возражения, что всё это может оказаться неэффективным. Тем более, что давать отпор не все могут - особенно добрые люди. Кроме того, не всегда надо ополчаться сразу - надо посмотреть, разобраться - может, человек что-то сделал нечаянно.

 

А ещё кто-то из ребят предложил более оригинальный способ решения проблемы - обратиться к обществу - показать как нехорошо поступает тот человек, который намеренно хочет задеть, обидеть. Например, завести разговор о нём при всём классе, в котором учится этот школьник. Может быть, пристыдить, может быть поднять на смех, может быть привлечь к воздействию на него большое количество людей. А что? Прекрасный способ. Только действительно, сначала надо получше разобраться, чтобы не получилось клеветы.

Сторона, вставшая на позицию, что мстить иногда надо, в конце разговора пришла к выводу, что в принципе, стоит наказывать за подлые поступки. Но месть сама по себе похожа на подлость - ведь надо выжидать, планировать, что-то придумывать нехорошее. Поэтому не хочется становиться похожим на того, кто виноват. 

А некоторые защитники стороны, которая однозначно считает, что месть - дело неблагородное, пришли к выводу, что спускать обиды не следует. И прощать некоторых за их поступки тоже не следует. Надо учиться постоять за себя. Но честным способом.  

В общем, хоть и не все участвовали в разговоре, выступая, а многие были только слушателями, прозвучали важные и интересные мысли по теме диспута.

Спасибо всем участникам!

 

 

Категория: 2019/20 уч.год | Добавил: Редьярд
Просмотров: 71 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
-------------------
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • ОСОШ №1
  • Сайт РУО