Суббота, 20.04.2024, 14:31Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Категории раздела
2010/11 уч.год [10]
2009/10 уч.год [2]
Проекты прошлых лет [2]
2011/12 уч.год [7]
2012/13 уч.год [3]
2013/14 уч.год [8]
2014/15 уч.год [11]
2015/16 уч.год [8]
2016/17 уч.год [12]
2017/18 уч.год [14]
2018/19 уч.год [15]
2019/20 уч.год [16]
2020/21 уч.год [30]
2021/22 уч.год [31]
2022/23 уч.год [28]
2023/24 уч.год [36]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Проекты » 2018/19 уч.год

Диспут по "Евгению Онегину" в 9 А классе
[ ] 21.12.2018, 14:00

 

21 декабря 2018 года в 9 А состоялся диспут по роману в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин": "Положительный или отрицательный герой - Евгений Онегин"?. (Организация диспута совместная: учитель литературы С.А. Антуфьева, педагог-библиотекарь Е.И. Коптяева, фото - Т.И. Соловова).

На этот раз были необычные письменные ответы на предварительные вопросы. Практически в первый раз почти весь класс в положительные качества Онегина вписал - "богатый наследник". Также впервые почти каждый отметил как позитивную черту Онегина тщательность "ухода за собой", умение модно одеться и умение  обольщать женщин. Ещё впервые добавили в "эту корзину" то, что он дворянин, и что холост. Как-то с этой стороны пока героя не оценивали в положительном ключе. Ещё добавили оправдывающий момент - он "избалован педагогами". И впервые в письменных ответах его назвали "светским львом".

Были новости и в поиске отрицательных качеств. Первое, что удивило подходом: "Онегин был недальновиден в своих поступках, например, с Татьяной"; он "не уважал нижних чинов". И, по-моему, первый раз отметили, что он "не имеет никакой цели в жизни", "ничего не дал миру", "у него нет никакого призвания".

Раньше ни разу не говорили так: "он согласился на дуэль с Ленским". И вправду. Он своим заигрыванием с Ольгой сказал только "А". "Б" сказал Ленский, а уже, "В", "Г" и прочее договорил Зарецкий. Онегина поставили перед фактом дуэли, и он согласился, хотя мог бы противостоять.

 В общем, предварительные мысли были оригинальными. Правда, нельзя сказать, что диспут прошёл так же необычно. Были заявлены три позиции: защищающая сторона, обвиняющая и те, кто не смог определиться.

Всем было предложено называть разные черты, проявления, поступки героя, чтобы начать заполнять на доске две части: на одной фиксировать всё позитивное в Онегине, на другой - всё негативное.

Начали сразу "в лоб": убил друга на дуэли. Никто протестовать и вдаваться в нюансы не стал. Точно так же сразу вписали как положительный - отказ Онегина Татьяне (проявил благородство). Тоже можно было бы поспорить о нюансах, но не стали.

 

Потом также без проволочек записали Онегина в эгоисты, и это плохая черта. С другой стороны отметили, что Онегин, может быть, один из первых в этом сельском обществе приметил Татьяну и почувствовал, что она необычная девушка. Поэтому записали в позитив - "понимал людей". 

Затем долго думали, что ещё можно сказать о герое. тогда ведущая предложила проанализировать обстоятельства убийства Ленского.  И выплыло ещё одно отрицательное качество Онегина - мстительность. И сразу же - самолюбие.

Потом кто-то вспомнил о любви героя следить за собой, заботиться о своей внешности. Затем перешли к обсуждению уровня его образования. Здесь мнения резко разошлись. Одни настаивали, что он тщательно штудировал книжки, другие доказывали, что это на него накатывало волнами и быстро проходило. Сошлись на том, что в позитив запишем: "пытался самообразовываться", а в негатив: "поверхностное образование".

Аудитория несколько разогрелась при обсуждении манеры поведения Онегина. Защищающая сторона говорила, что он умел себя поставить в обществе (что и было зафиксировано). Да, он не желал общаться с сельским "высшим светом", потому что они были ему неинтересны, ну и что? Достаточно того, что он выбрал в друзья Ленского. Обвиняющая сторона назвала такое поведение "презрением к обществу" , но оппоненты не согласились. Решено было назвать это "высокомерием" и только.

Кроме того, в негатив Онегину записали "играл чувствами женщин". Кроме того назвали его лицемерным. Зато защищающая сторона отметила его заботу о крепостных, поэтому в позитив было внесено - "прогрессивные взгляды". 

Поспорили из-за того, как расценивать личность Онегина. Ясно, что она есть. Но положительная она или отрицательная? Записали посредине.

Самый сильный спор вызвало обсуждение его чувств к Татьяне в конце романа. Одни утверждали, что он полюбил по-настоящему, другие, что он начал добиваться "запретного плода".

Когда обвиняющая сторона сказала, что Онегин не благородный человек, даже подлец, защищающая не согласилась, потому что он совершил благородный поступок в своей жизни - отказал Татьяне в деревне. Но почему тогда он не оставил Татьяну в покое, почему решил разрушить её жизнь? Ведь он же "понимает людей", как же он не понял, что Татьяна не станет предавать своего мужа, раз однажды выбрала его?

К тому же, если Онегин "умел поставить себя в обществе", почему же он не попытался разрешить конфликт с Ленским так, чтобы не случилось беды? Выходит, он использует это умение только тогда, когда это касается только его? И понимание людей использует только себе на пользу. Так что если подвести итог и взвесить всё, что было названо в течение диспута, то в плюсе почти ничего не останется. Кому будет важно, насколько ты хорошо ухаживаешь за собой и следуешь прогрессивным взглядам в политике или экономике, если ты эгоистичен, самолюбив, мстителен, высокомерен и лицемерен с другими? 

Когда в конце разговора не определившейся стороне предложено было выбрать, каков всё же Онегин - более отрицательный персонаж, или более положительный, то один ученик выбрал защищающую сторону, а все остальные - обвиняющую.

В общем, конечно, можно было бы многое ещё сказать о главном герое замечательного романа в стихах А.С. Пушкина, но время урока закончилось.

Всем большое спасибо за участие в диспуте!

 

 

Категория: 2018/19 уч.год | Добавил: Редьярд
Просмотров: 420 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
-------------------
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №1"
  • Сайт РУО