Вторник, 16.04.2024, 15:20Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Категории раздела
2010/11 уч.год [10]
2009/10 уч.год [2]
Проекты прошлых лет [2]
2011/12 уч.год [7]
2012/13 уч.год [3]
2013/14 уч.год [8]
2014/15 уч.год [11]
2015/16 уч.год [8]
2016/17 уч.год [12]
2017/18 уч.год [14]
2018/19 уч.год [15]
2019/20 уч.год [16]
2020/21 уч.год [30]
2021/22 уч.год [31]
2022/23 уч.год [28]
2023/24 уч.год [36]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Проекты » 2016/17 уч.год

Мог ли Герасим поступить по-другому?
[ ] 24.11.2016, 12:28

 

24 ноября состоялась подиум-дискуссия в 6 В классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму" (учитель литературы - Ирина Васильевна Червонцева). Обсуждался вопрос: "Мог ли Герасим поступить по-другому?".

Присутствовало очень мало учеников, потому что в классе почти что эпидемия, многие заболели.

Позицию "да" защищали: шестиклассница Лиза Климчук и Ирина Васильевна (эксперт). Позицию "нет" отстаивали шестиклассница Алина Мухина и девятиклассница Анна Илатовская (эксперт). Вела дискуссию педагог-библиотекарь Е.И. Коптяева. Автор фото - Т.И. Соловова. 

Лиза, выступающая от стороны "да", вдохновенно доказывала, что Герасим мог поступить по-другому и в случае с Татьяной (мог бы поговорить с ней один на один, объясниться, жениться, а Барыня бы ему простила, она к нему хорошо относилась), и в случае с Муму - ушёл бы вместе с ней и всё (его все боялись, никто бы ничего не сделал), об уходе и говорить нечего - мог бы и раньше уйти.

 

Алина, защищающая сторону "нет", твёрдо стояла на своём: выбора у Герасима не было. Он служил Барыне, слушался её во всём. С Татьяной у него всё равно бы ничего не вышло, он не любил пьяниц. Муму он утопил, взяв это на себя, потому что понимал, что ему не дадут её оставить. И не уйти он тоже не мог, потому что двор Барыни напоминал бы ему о Муму, каждый раз делая больно. К этому моменту ему было уже всё равно: накажут его или нет, но в то же время, возможно, Герасим чувствовал, что Барыня его не тронет и раскается в своём капризе.

 

Вопросов к выступающим было мало. Позиции раскрыты внятно.

Эксперт от стороны "да" красочно описала страдания Герасима, его положительные стороны, сказала, что он достоин счастья, и потому мог бы побороться за него. Ирина Васильевна расширила и углубила все доводы, которые привела Лиза. Особенно упирала на то, что Барыня - жестокий самодур, и выполнять её приказания необязательно. Уходя, Герасим совершил волевой поступок. И больше он не пытался строить семью и никогда не заводил собак. А если бы он ушёл ещё с Татьяной, то всё могло бы быть по-другому.

 

К этому эксперту сразу посыпались вопросы. Ведь каких-то серьёзных доказательств в речи не прозвучало. Эксперту было нелегко отвечать на вопросы выступающей со стороны "нет".

 

Затем слово взяла эксперт с позицией, что Герасим не мог поступить по-другому. Анна рассказала об истории крепостного права на Руси, о Салтычихе, о том, что прообразом Барыни послужила мама автора рассказа "Муму" И.С. Тургенева, что был и прототип Герасима - немой дворник Андрей, только тот, утопив свою собачку по велению хозяйки, так и остался при её дворе. Вот как был забит и запуган народ во времена крепостного права. Нам и не снилось такое положение вещей. Поэтому даже молчаливый уход Герасима в деревню выглядел невиданным бунтом. И, конечно, все поступки Герасима объясняются сословным неравенством и зависимостью крепостных крестьян от хозяев. По-другому и не могло быть тогда.

Эксперта сразу спросили: почему же Герасим не убежал от барыни, почему не спас собаку? Анна ответила, что за непослушание и провинности крестьян били плетьми, рвали ноздри, отрезали уши, могли сослать на каторгу через суд. Никто не считался с чувствами простых подневольных людей.

После того, как Анна ответила на вопросы не только из публики, но и от своих оппонентов, зрители получили право высказать своё мнение, так как настало время "свободного микрофона".

Выяснилось, что не все знают очень мало о крепостном праве. Одна из зрительниц рассказала, что много читает, и ей встречались книги, объяснившие особенности этого времени. И когда она читала рассказ, то понимала, что Герасим практически не имел выбора: на всё была воля Барыни. 

Несколько человек признались, что переменили своё мнение, услышав объяснение от оппонентов с позицией "нет".

 

 

Многие были под впечатлением от рассказа о Салтычихе - помещице Дарье Салтыковой, которая мучила и убивала (или приказывала убивать) своих слуг и дворовых девушек из-за своих нездоровых капризов. Салтычиху за эти преступления осудили на пребывание в подземной камере, без солнечного света. Там она пробыла 33 года. Ведь помещики имели право бить и издеваться над крепостными, но лишать их жизни права не давалось.

 

После заключительных слов экспертов, подытоживших разговор, всем предложили пройти повторный тест. 

Дело в том, что за несколько дней перед дискуссией класс протестировали на знание темы "крепостное право", и в конце был вопрос о Герасиме: почему он так поступил, чтобы увидеть: понятны ребятам причины или нет. Тест показал слабое понимание и крепостнических порядков, и причин поступков Герасима.

Теперь, когда кое-что было разъяснено, хотелось увидеть результат. Среди заполненных тестов большинство показали, что подиум-дискуссия проведена не зря. Например:

 

Спасибо всем участникам подиум-дискуссии!

Больше фотографий можно увидеть в фотоальбоме.

 

Категория: 2016/17 уч.год | Добавил: Редьярд
Просмотров: 1208 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
-------------------
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №1"
  • Сайт РУО