Среда, 22.11.2017, 14:15Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Категории раздела
2010/11 уч.год [10]
2009/10 уч.год [2]
Проекты прошлых лет [2]
2011/12 уч.год [7]
2012/13 уч.год [3]
2013/14 уч.год [8]
2014/15 уч.год [11]
2015/16 уч.год [8]
2016/17 уч.год [12]
2017/18 уч.год [4]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Проекты » 2015/16 уч.год

"Сахарный ребёнок" против
[ ] 18.04.2016, 00:40

 

К этому обсуждению класс готовился заранее.

Почти все десятиклассники прочли книгу О. Громовой "Сахарный ребёнок". (Об этой подростковой повести можно прочесть, например, тут). Но сначала, конечно, прочла учитель русского языка и литературы Кристина Альгимантасовна Молчанова. И оценила книгу по достоинству.

В принципе многие были под впечатлением рассказанной в повести истории. Как выяснилось потом многие никогда особо не задумывались о временах сталинских репрессий в нашей стране. А ведь сейчас в СМИ нередки выступления, положительно оценивающие вклад этого деятеля в развитие страны, оправдывающие те специфические меры, которые мы называем "сталинскими". Книга "Сахарный ребёнок" выступает против такого положения вещей. Все в классе с этим были согласны.

Говорить между собой о прочитанном в рамках урока оказалось не очень свободно и легко. Хотя некоторым было что сказать. Прежде всего заговорили об испытаниях, которые Стелла Нудольская  и её замечательная мама проходили с честью и достоинством.

Десятиклассники отметили исключительную связь между мамой и дочерью, их бережное отношение друг к другу, умело выстроенное мамой общение.

Не могли обойти вниманием и время, которое бросало вот таких достойных людей в жесточайшие обстоятельства. Естественно, зашёл разговор о Сталине.

Один из ребят сказал: "Но ведь плюс сталинских репрессий в том, что они сплотили людей в борьбе с властями." Ему тут же возразили те, кто специально изучал вопрос (читал книги, смотрел фильмы, знакомился с историческими данными). Сталинская политика только разъединяла: дети должны были принародно отказываться от родителей, если те были осуждены (неважно за что и как), мужья от жён и наоборот. Люди боялись рот раскрыть, молчали о важном даже в разговорах с родственниками.

Некоторые десятиклассники заявили: "От нас скрывают то, что происходило во времена правления Сталина".  Когда учитель спросила класс: "А кто от вас это скрывает?", ребята ответили: "Ну, не говорят же об этом на уроках". Учитель спросила: "А вас действительно интересует эта тема?".

На вопрос "Кто вычитал что-то новое для себя о сталинских репрессиях в книге "Сахарный ребёнок"?" почти все подняли руки. Действительно, в повести затронута тема ЧСИР (членов семьи изменников родины), раскулаченных, депортированных по национальному признаку.

Многие из присутствующих сказали, что хотели бы знать о сталинских репрессиях больше.

Затем всем был представлен читательский проект по книге О. Громовой.

Специально для этого обсуждения Маша Фиалковская и Жанна Рогачёва подготовили историческую справку о том времени, в котором жили мама и дочь в повести. Жанне по жребию досталось представлять Сталина как великого  менеджера, а Марии - раскрыть все шаги "отца народа" во внутренней политике как страшные, ничем не оправдываемые злодеяния.

Подготовка справок шла недели две. Девушки знакомились с информацией в Интернете, разговаривали со своими близкими, читали энциклопедию для детей "Аванта+", статьи из журнала "Вокруг света", местные прокоммунистические газеты. Осмыслить всё это нелегко. Часто при обсуждении каких-то фактов обе готовы были плакать: так ужасает всё, что делалось во время сталинщины.

Жанне пришлось особенно нелегко: в Интернете на разных сайтах размножилась одна и та же информация, восхваляющая деяния Сталина. Причём, если её анализировать, то выясняется, что это полная "липа", подтасовка фактов. Распространители рассчитывают на то, что думающих пользователей в сети не так много. 

В результате в классе выступление было построено так: деятельность Сталина (и его соратников) грубо поделили на четыре важных направления (которые защитники его политики ставят всегда ему в заслугу): коллективизация, индустриализация, победа в войне, образование и наука -рассвет культурной жизни в стране.

Сначала Жанна освещала одно из направлений с точки зрения достижений "великого кормчего", а потом Маша комментировала всё это, рассказывая о средствах и методах, применяемых властями в этом направлении, о потерях в связи с этим.

Позже даже учитель литературы призналась, что никогда не сопоставляла вот так исторические факты. Получилось очень впечатляюще.

При обмене мнениями насчёт услышанного, прозвучало сомнение в правильности поругания имени Сталина. Ведь именно при нём огромного развития достигла наука, взять хотя бы военную технику.

Тут не выдержала библиотекарь, присутствующая на обсуждении, и зачитала (в связи со вчерашним Днём космонавтики) сведения о судьбе главного конструктора того времени - Сергея Павловича Королёва, без которого не было бы таких достижений в области военной техники, ракетостроении, советской космонавтики.

Так вот, он был арестован в 1938 году как вредитель. Был разогнан целый институт, занимавшийся актуальными вопросами, в частности,  в области военной техники. Королёва пытали, сломали ему обе челюсти, гноили на Колыме, он чуть не умер от цинги. В 1942 году чудом он был переведён в Казань, в тюремное конструкторское бюро (КБ) А.Н. Туполева , где он с такими же заключёнными талантливыми инженерами и конструкторами занимался наращиванием оборонной мощи страны. Реабилитировали его ТОЛЬКО в 1957 году. И до конца жизни (1966 год) он не был уверен, что не попадёт опять куда-нибудь в лагерь. Как это вообще могло быть? Когда смотришь на фото, где рядом широко улыбающийся Ю.Гагарин и еле растянувший губы в улыбке С. Королёв, даже и не думаешь, что по-другому он и не мог улыбаться - челюсти с тех страшных пор срослись неправильно.

Так благодаря ли Сталину совершались достижения в стране? Или вопреки? Ведь с Королёвым - это не единичный случай, а очень показательный и типичный, как ни горько это осознавать.

Один из десятиклассников в процессе обсуждения заявил, что Сталин вообще ничего не достиг, не заслужил, ни в чём не победил, ничему не способствовал. Это народ трудился, народ воевал, погибал, созидал, достигал вершин. Другой заметил, что не Сталин же расстреливал, арестовывал, доносил и прочее. Это же тоже - народ. Вот вам и информация к размышлению.

И всё же, всё же... Когда подумаешь, что было бы, если бы не сталинские репрессии, становится не по себе. Не страдали бы и не погибали такие замечательные люди, как мама и папа Стеллы Нудольской. Они родили бы, передав свои замечательные гены, детей, воспитали бы их так хорошо, как воспитали Стеллу. А те - своих детей. И сколько могло быть у нас великих учёных, писателей, художников, композиторов, экономистов, врачей, инженеров, потомственных достойных священников. Ведь именно эти слои населения как раз и подверглись в первую очередь репрессиям.

Есть и сейчас хорошие люди, слава Богу. А благодаря кому, как вы думаете?

В заключение надо сказать, что повестью О.Громовой "Сахарный ребёнок" заинтересовались родители старшеклассников, учителя. На неё появился стойкий спрос.

 

 

Категория: 2015/16 уч.год | Добавил: Редьярд
Просмотров: 434 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
-------------------
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • ОСОШ №1
  • Сайт РУО