Четверг, 19.10.2017, 13:46Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Категории раздела
2010/11 уч.год [10]
2009/10 уч.год [2]
Проекты прошлых лет [2]
2011/12 уч.год [7]
2012/13 уч.год [3]
2013/14 уч.год [8]
2014/15 уч.год [11]
2015/16 уч.год [8]
2016/17 уч.год [12]
2017/18 уч.год [2]
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Проекты » 2014/15 уч.год

Диспут о Евгении Онегине
[ ] 29.11.2014, 21:23

 

Иллюстрация Л. Тимошенко

Кто-то может сказать, что бессмысленно спорить о том, положительным или отрицательным героем является Евгений Онегин. Он отчасти такой, отчасти этакий. А почему, собственно, Д. Писареву можно спорить с мнением В.Г. Белинского, а нам друг с другом не поспорить?

В.Г. Белинский восторгался в своей критической статье образом главного героя романа в стихах А.С. Пушкина: «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. … Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств, …в душе его жила поэзия и … вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей». И ещё: «Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Д.И. Писарев в свою очередь, анализируя произведение А.С. Пушкина в своей критической статье, заявляет: «Онегин всем объелся, и его от всего тошнит. Если не всех светских людей тошнит так, как Онегина, то это происходит единственно оттого, что не всем удается объесться». И далее: «Если же человек, утомленный наслажденьем, не умеет даже попасть в школу раздумья и житейской борьбы, то мы тут уже прямо можем сказать, что этот эмбрион никогда не сделается мыслящим существом и, следовательно, никогда не будет иметь законного основания смотреть с презреньем на пассивную массу».

Мы с учителем русского языка и литературы К.А. Молчановой решили провести диспут в 9 Б классе до того, как «Евгений Онегин» будет подробно рассматриваться на уроках, с целью заинтересовать ребят сюжетом, героем, показать им, как внимательно надо относиться к тексту, чтобы действительно понять: о чем там идёт речь.

Всем заранее было предложено после прочтения романа в стихах письменно ответить на вопросы:

1. Попробуй перечислить положительные и отрицательные черты характера и поступки Евгения Онегина. Каких, на твой взгляд, больше?

2. Как герои романа в стихах относятся к Евгению Онегину: как к положительному или отрицательному персонажу? Отличается ли отношение автора к нему?

3. Почему А.С. Пушкин назвал своё произведение «Евгений Онегин», а не «Татьяна Ларина»?

4. Как ты считаешь, Евгений Онегин – положительный или отрицательный герой?

Большинство девятиклассников, судя по ответам, решили, что невозможно чётко определить: положительный или отрицательный герой – Евгений Онегин. Несколько человек причислили его к положительным героям, противоречиво аргументируя свой ответ.

Два ученика из класса решительно резко осудили Онегина. Аргументы резкие. Например:

 

В общем, налицо основания для спора. Оказалось, что два человека - за то, что Онегин - скорее отрицательный, чем положительный герой, три - за то, что скорее положительный, чем отрицательный, остальные придерживались мнения, что определить трудно.

Первым вопросом при рассмотрении характеристики главного героя, породившим споры, стал вопрос об образовании Онегина: был ли он на самом деле образованным человеком? Спорили до тех пор, пока слово не взял сторонник негативного отношения к Онегину, заявивший, что нет никакой разницы в том, было у Онегина хорошее образование или нет, пусть хоть два университета за спиной, но раз он поступает как безнравственный человек, то наличие образования дела не меняет. 

 

Много спорили о том, можно ли считать Онегина благородным человеком. С одной стороны, он не воспользовался неопытностью Татьяны, с другой стороны, экоизм и боязнь сплетен привела Онегина к неотвратимости дуэли с Ленским. Одни на диспуте говорили, что он не виноват, его так воспитали, так устроена была современная ему жизнь. Другие отвечали, что при всём при этом Онегин мог хотя бы выстрелить в воздух, и не первым стрелять. Тем более, что всё время твердил, что всё ему надоело, что же он так за свою жизнь испугался?

Кстати, о благородстве: а у кого в руках в результате оказалось письмо Татьяны? Как это Онегин мог отдать его кому-то?

Сторона, придерживающаяся нейтрального отношения к герою, начала определяться в своём мнении (по крайней мере несколько человек) в момент, когда обсуждали умение Онегина дружить. Так мне показалось. Потому что были высказаны осуждающие мнения: "позволял с собой дружить", "думал только о себе", "оказался мелочным и мстительным".

Сторона, оправдывающая героя, не принимала никаких "очерняющих" аргументов. Стояла на своём: он не виноват, его так воспитали. Хотя все им доказывали, что так можно оправдать любого преступника.

Пришлось частенько обращаться к тексту романа, чтобы приводить убедительные доводы. Например, для того, чтобы понять: изменился ли Онегин после своего путешествия? Можно ли поверить, что его любовь к Татьяне была искренней и настоящей?

Короче, в результате диспута своё мнение поменяли пять человек из неопределившейся изначально стороны. Остальные остались при своём мнении. 

Впереди девятиклассников ждёт более глубокое погружение в роман АС. Пушкина на уроках литературы. Надеемся, что участие в диспуте не пройдёт бесследно.

 

 

Категория: 2014/15 уч.год | Добавил: Редьярд
Просмотров: 843 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
-------------------
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • ОСОШ №1
  • Сайт РУО