Вторник, 20.11.2018, 20:48Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Категории раздела
Новости [63]
Общие сведения [1]
Как работать над исследованием [4]
Методика организации проектно-исследовательской работы [23]
Для учителя
Проектное обучение [8]
Планы, отчёты [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Научное общество школы » Методика организации проектно-исследовательской работы

Индивидуальный проект старшеклассников
[ ] 24.04.2018, 20:18

 

В соответствии с ФГОС С(П)ОО индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся, результаты которой должны отражать:

- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект старшеклассника является итоговым проектом самоопределения, поэтому желательно, чтобы он выполнялся в направлении выбранных предметов для углублённого изучения.

Проект должен быть связан с одним типом деятельности (их всего пять универсальных типов деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный) и с одной из сфер человеческой деятельности (все возможные профессии можно объединить в пять типов: связанные с природой, техникой, людьми, со знаковой системой, с художественным образом).

Индивидуальный проект выполняется старшеклассником самостоятельно под руководством учителя (руководителя, тьютора) в течение одного или двух лет и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Сложный проект может носить групповой характер, но с обязательным указанием индивидуального вклада в реализацию проекта каждого члена группы. Например, один создаёт литературное произведение, другой рисует иллюстрации к этому произведению, продумывает дизайн издания, а третий верстает текст и доводит это произведение до издания, в результате продуктом групповой работы получается книга. Или один изобретает и делает расчёты некоего механизма (прибора, и т.п.), а второй выполняет технические работы, воплощая изобретение в жизнь, в результате продуктом парной работы получится механизм (прибор и т.п.). Сформированность необходимых навыков (см. выше) должен проявить каждый из группы, каждый будет являться автором своего подпроекта.

В ходе реализации индивидуального проекта старшеклассник заполняет дневник работы – «бортовой журнал», в который заносятся записи о выполненных этапах, проведенных мероприятиях в соответствии с планом реализации индивидуального проекта. Дневник работы должен включать все этапы выполнения работ и отражать навыки ведения обучающимся познавательной (исследовательской), проектной, конструкторской, организационной и коммуникативной деятельности, навыки организации труда, продуктивной коммуникации, поиска в разрешении возникающих по ходу затруднений. К «бортовому журналу» прилагаются отзывы участников мероприятий, экспертные заключения, фото- и видео отчеты о проведенных мероприятиях. «Бортовой журнал» ведется учащимся в электронном формате.

Реализация индивидуального проекта завершается итоговым событием – презентацией готового продукта и иных полученных в ходе выполнения работы результатов, публичное обсуждение материалов с экспертами.

Общая схема работы над индивидуальным проектом:

- в начале учебного года 10 класса обучающийся подает заявку на проект, в котором находит отражение его выбора предмета для углублённого изучения, который является по настоящему актуальным;

- заявка утверждается администрацией школы;

- учащимся разрабатывается и согласовывается с руководителем (педагогом школы, тьютором) план работы над проектом, учитываются риски;

- проектант (автор проекта) может привлекать (в качестве консультантов в ходе реализации проекта и экспертов для итоговой оценки) узких специалистов в выбранной профессиональной сфере (например, для проекта в сфере «Человек - Художественный образ» это может быть художник, архитектор, композитор, преподаватель связанных с искусством дисциплин, музейный работник и т.п.);

- готовая итоговая работа представляется и защищается в итоговом событии, специфика организации которого зависит от вида выполненной работы.

Этапы работы:

- выбор сферы и типа деятельности (см. выше), выбор темы для проекта, выбор тьютора/руководителя и консультанта;

разработка проекта, первичное планирование этапов работы, сроков их выполнения и т.д. - см. паспорт проекта;

- поиск источников по выбранной тематике;

- уточнение темы и этапов работ;

- эскизный проект работы и детализация плана;

- рабочее проектирование;

- презентация и обсуждение промежуточных (рабочих) результатов (предзащита);

- доработка проекта;

- сбор отзывов, 

- подготовка защиты проекта;

- защита проекта перед комиссией;

- рефлексия по итогам презентации, написание листа самооценки;

- обсуждение листа самооценки с руководителем проекта, получение зачёта.

Формы проведения итогового события.

Для представления результатов комиссии проектанту необходимо подготовить пакет проектной документации (проектную папку с описанием проекта). Структура проектной папки:

- титульный лист с содержанием;

- паспорт проекта, включающий бортовой журнал о реализации этапов и мероприятий по плану итоговой работы;

- материалы к проекту(необходимая теоретическая информация);

- итоговый продукт или презентационный текст о ходе работы и результатах индивидуального проекта;

- отзывы;

- список использованных источников;

- приложение с дополнительными материалами о проделанной работе (например, записи бесед со специалистами, видео- или фотосъемка и т.п.)

- оценочный лист-рецензию "внешнего" эксперта ("внешний" эксперт оценивает работу с точки зрения профессиональных и культурных норм, принятых в данной профессиональной сфере с учетом выбранной тематики);

- оценочный лист руководителя/тьютора (оценка определяется на основе наблюдений и анализа заполнения бортового журнала проекта).

После защиты проекта, если работа зачтена комиссией в общем виде, в двухдневный срок автор проекта оформляет лист самооценки в виде рефлексивного текста. По результату обсуждения листа самооценки с руководителем проекта, в зависимости от проработанности самоанализа, руководитель вносит лист самооценки в проектную папку, работа признаётся зачтённой. 

Таким образом, общая оценка индивидуального проекта складывается из четырех оценок: оценки внешнего эксперта, оценки руководителя/тьютора, оценки во время защиты проекта, самооценки.

Примеры подробных рекомендаций к разработке проектов в сфере "Человек - Знаковая система" по разным типам деятельности найдёте, скачав по гиперссылкам:

- Гностический ;

- Проектировочный ;

- Конструктивный ;

- Организаторский ;

- Коммуникативный .

Для руководителей проектами/тьюторов приводим печатную версию (в формате doc) той информации, которая здесь дана в сокращении.

Всё. Время работать!

                                                           

Вернуться на главную страницу НОШ.

 

Категория: Методика организации проектно-исследовательской работы | Добавил: Редьярд
Просмотров: 184 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
-------------------
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • ОСОШ №1
  • Сайт РУО