Суббота, 04.05.2024, 14:44Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Учебник русской литературы Ю.М. Лотмана


 

Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы / Ю.М. Лотман. – Москва : Языки русской культуры, 2000. – 255 с. – ISBN 9-7859-0076-9.

Не смотря на филологическое образование, «по натуре, образу мыслей, подходу к материалу – вплоть до почти феноменальной исторической памяти – Ю.М. Лотман является историком. Именно поэтому первые работы были больше историческими, чем, собственно литературоведческими, и по материалу, и по характеру его интерпретации».1 Темы его любимых лекций для студентов – французские просветители и их влияние на русскую культуру. Изучая эту проблему, Лотман создал собственную концепцию развития русской литературы начала XIX века, вошедшую в учебники этого времени.

Предлагаем ознакомиться с тремя страницами данного учебника с обзором истории развития русской литературы с XIII до конца XVII века на фоне основных исторических событий.2

Отдельная часть книги посвящена анализу стихотворений.

Ю.М. Лотман был мастером анализа литературного текста, в том числе и поэтического. Начинал он всегда с разбора слов, затем переходил к восприятию (сперва словарного смысла слова, затем подсознательного, связанного со стилистическими оттенками и звуковыми ассоциациями) и заканчивал пониманием всего произведения. «Формализацией пути читателя от текста к мысли поэта Лотман занимается во всех своих работах по анализу текста. К примеру, выбирает пушкинскую строчку из «Вольности» - «Восстаньте, падшие рабы!». Семантически слово «восстаньте» значит, «взбунтуйтесь», стилистически оно значит «встаньте» (со знаком высокого слога); нашему уху ближе первое значение, но в логику стихотворения непротиворечиво вписывается лишь второе. Это значило, что для понимания стихов недостаточно полагаться на своё чувство языка – нужно изучать язык поэта как чужой язык, в котором связь слов по стилю (или даже по звуку) может значить больше, чем связь по словарному смыслу»3

Говоря о структуре стихотворения,  Лотман представляет этот текст как поле напряжения между нормой и её нарушениями. Читатель руководствуется своими ожиданиями, которые исходят из данного текста. Если, к примеру, это стихотворение пушкинской поры, написанное ямбом, то это определённая очерёдность ударений в строках, романтические образы и т.п. Ожидания подтверждаются стопроцентно – поэзия кажется скучной, полностью не подтверждаются – стихи не воспринимаются как поэзия. То есть эстетическое переживание читателя зависит от меры новой информации в воспринимаемом тексте.

Не менее восприятие текста зависит от того, где находится читатель: внутри или вне данной поэтической культуры. «Если внутри, то читатель раньше улавливает поэтическую систему в целом, а уже потом – в частностях. Если извне, то, наоборот, читатель вынужден сначала улавливать частности, а потом конструировать из них своё представление о целом. Каждый из нас воспринимает Пушкина на фоне других прочитанных им книг»4. Лотман становится на историческую точку зрения, то есть на точку зрения «читателей пушкинского времени потому, что именно для этих читателей писал Пушкин. Нас он не предугадывал и предугадывать не мог. Но психологически естественный читательский эгоцентризм побуждает нас считать, что Пушкин писал именно для нас, и рассматривать пушкинские стихи через призму идейного и художественного опыта, немыслимого для Пушкина»5

Как пример подхода Ю.Лотмана к анализу стихотворений приведём его разбор произведения А.С. Пушкина "К Чаадаеву".6

_____________________________

Чернов И.А. Опыт введения в систему Ю.М. Лотмана / И.А. Чернов // Лотман Ю.М. О русской литературе / Ю.М. Лотман. – Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 1997.– С. 6.

2 Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы / Ю.М. Лотман. – Москва : Языки русской культуры, 2000. – С. 28-30.

3 Гаспаров М.Л. Ю.М. Лотман: наука и идеология / М.Л. Гаспаров // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии / Ю.М. Лотман. – Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 1996. – С. 11.

4 Там же, с. 13.

5 Там же, с. 13.

6 Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы / Ю.М. Лотман. – Москва : Языки русской культуры, 2000. – С. 199-207. 

Вернуться к виртуальной книжной выставке "К столетию Ю.М. Лотмана".

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
-------------------
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №1"
  • Сайт РУО