Пять универсальных типов действий Гностическая (познавательная) деятельность Гностическая деятельность по своей природе есть процесс решения задач, специфической особенностью которых является то, что ответ практически никогда не лежит на поверхности. Его нахождение требует напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств для подтверждения / опровержения познающим собственной гипотезы в отношении устройства мира. Основная цель гностической деятельности – накопление и получение объективной информации о различных особенностях живой и неживой природы, жизни людей и их сообществ, их культурной и духовной жизни, о социальных, политических, социально-экономических тенденциях и закономерностях развития общества. Во взаимосвязи с другими видами деятельности она связана с организацией и осуществлением процесса познания человеком социальных объектов и самого себя. Гностическая деятельность учащегося связана с его умением использовать и сопоставлять разные информационные источники, анализировать и систематизировать информацию, критически относится к получаемым сведениям. Предполагается, что в процессе гностической деятельности старшеклассники не только познают окружающий мир, но и начинают лучше понимать самих себя, соотнося процесс и результаты своих исследований с качествами собственной личности. Освоение данного типа деятельности поможет старшекласснику в формировании поливерсионных представлений о мире, в развитии и удовлетворении его познавательных потребностей, в более эффективном выстраивании процесса самопознания и самообразования. Проектировочная (или проектная) деятельность Целью проектировочной деятельности является преобразование существующей или создание новой социально-культурной действительности, появление нового объекта или новых качеств существующего объекта. В основе лежит способность увидеть проблемную ситуацию, подготовить и провести систему мероприятий по ее изменению или оптимизации, обосновав идею, определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Проектная деятельность старшеклассников способствует развитию исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации), творческих способностей и приобретению опыта решения конкретных жизненных проблем. В проектировочной деятельности старшеклассники проявляют и развивают совокупность навыков исследования, организации, анализа текущей ситуации, решения финансовых и экономических вопросов, разработки и внедрения инновационных технологий. Освоение данного типа деятельности может научить старшеклассника определять дальнюю и ближайшую перспективы в развитии ситуации, находить и привлекать необходимые ресурсы для решения проблемных задач, помочь в ролевом и профессиональном самоопределении. Конструктивная деятельность Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего замыслу и функциональному назначению. Источником замысла для конструктивной деятельности для старшеклассников являются социальные, культурные, природные явления, технические объекты, наблюдаемые ими в ближайшем или дальнем окружении. Целью конструктивной деятельности является создание, построение различных объектов, конструкций, моделей, инструментов. Продукт конструктивной деятельности всегда имеет практическое назначение и представляет ценность не только для его создателя, но и для других людей. Конструктивная деятельность старшеклассников способствует развитию наблюдательности, необходимой для понимания сущности предметов, явлений и выработанной в процессе их восприятия; пространственного и практического мышления, ментальной гибкости, а также развитию эмоционально-волевых качеств личности, способствующих доведению замысла до его воплощения в продукте. В конструктивной деятельности старшеклассники развивают совокупность мыслительных действий (учатся выявлять существенные отношения и зависимости между частями конструируемого объекта, устанавливать их функциональное назначение), регулятивных действий (осуществляют определение необходимых для реализации замысла ресурсов, самостоятельное планирование своей деятельности, контроль деятельности с учетом поставленной цели), рефлексивных навыков (делают анализ своей деятельности с выделением ее существенных звеньев, осуществляют сознательную коррекции в зависимости от получаемого результата) и практических навыков (создают новые объекты с использованием различных способов и средств, в том числе ИКТ). Освоение данного типа деятельности может научить старшеклассника созданию новых продуктов, творческому применению своего опыта и знаний для решения нестандартных ситуаций, возникающих в профессиональных сообществах. Организаторская деятельность Организаторская деятельность – это практическая деятельность по созданию связей и взаимодействия между субъектами деятельности, а также управление ее процессом. Организаторская деятельность направлена на обеспечение эффективного достижения группой / командой поставленной цели (инициатором которой может не быть сам организатор). В организаторской деятельности старшеклассники проявляют и развивают совокупность навыков, связанных с мобилизацией и мотивированием других людей, оценкой их возможностей и ограничений, обеспечением их необходимыми для осуществления деятельности ресурсами (информационными, материально-техническими, временными и т.п.), в том числе обучением новым знаниям и умениям. Освоение данного типа деятельности способствует развитию лидерских качеств старшеклассника, позволяет ему получить опыт формирования команды, координации внутри- и межгруппового взаимодействия, поиска необходимых ресурсов, ответственности и регулятивных умений. Сложность оценки данного вида деятельности обусловлена тем, что она не имеет конкретного предметного результата и направлена на создание оптимальных условий для осуществления других видов деятельности (учебной, трудовой, научной и пр.). Поэтому количественные показатели продуктивности этих видов деятельностей позволяют косвенно оценить эффективность организаторской деятельности. Коммуникативная деятельность Коммуникативная деятельность - взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина, 1986). Как правило, выделяют три основных компонента коммуникативной деятельности: 1) коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией); 2) интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении); 3) перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении). Соответственно, целью коммуникативной деятельности является обмен информацией, организация совместной деятельности, а также познание и оценка другого человека / группы людей через непосредственное или опосредованное (например, социальные сети) общение с ними. Несмотря на то, что предметом коммуникативной деятельности является другой человек, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), она приводит к тому, что познающий сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения, и через это отношение лучше познает себя. В коммуникативной деятельности старшеклассники могут научиться лучше понимать самих себя и других людей в процессе общения, учитывать различные особенности взаимодействия людей, конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, выстраивать процесс взаимодействия с максимальной эффективностью. Опыт осуществления данного типа деятельности в дальнейшем поможет старшекласснику в освоении социономических профессий (связанных с социальным взаимодействием) и в совершенствовании коммуникативного процесса при решении различных задач.
Вернуться на страницу "Итоговый проект старшеклассника" |