Четверг, 27.07.2017, 17:39Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Что читать от 14 до 15 лет (продолжение 3)




БОЛЬШИЕ РОМАНЫ И СЕРЬЁЗНЫЕ ПОВЕСТИ (РАССКАЗЫ)

В. Гюго. ОтверженныеСобор Парижской Богоматери.

Остальное по вдохновению. В четырнадцать лет «Отверженных» любила страстно. А позже их вот так всерьёз уже не прочитаешь. «Собор...» понравился меньше, но это дело личное, а знать-то надо в первую очередь именно его.

Ч. Диккенс. Оливер ТвистДэвид КопперфилдХолодный домМартин ЧезлвитНаш общий другДомби и сын (и так далее. Все названия неточные, потому что они у него всегда накрученные).

Вообще читаю Диккенса класса со второго. Больше всего любила «Дэвида Копперфилда» — классе в четвёртом. Позже — «Холодный дом», но тут тоже у каждого свои пристрастия. Обычно как войдёшь во вкус Диккенса, так уже не оторвёшься. «Мартин Чезлвит» — книга тяжёлая, злая (насколько Диккенс умеет быть злым), антиамериканская, между прочим. «Домби и сын» понравился мне, пожалуй, меньше других. Но существует радиоспектакль с Марией Бабановой в роли Флоренс, с дивной песней про море. Сейча радиокниги в моде — так, может, есть возможность разыскать эту давнюю постановку? (слушайте «Диккенс «Домби и сын»Очень достойный вариант. И есть английские фильмы: «Большие надежды» и старый мюзикл «Оливер!» — совершенно дивный. Нового фильма не видала, а американский Дэвид — ну, кому-то, может, и понравится, он ничего, только уж очень куцый. Мы ещё читали Тэккерея «Ярмарку тщеславия» — но это уж для англоманов.

Д. Остин. Гордость и предубеждение.

Моя бы воля, я б всю Остин заставила перечитать — для прибавления ума. Но, к сожалению, дети не понимают этот тонкий и насмешливый анализ. Они ждут от неё страстей в духе Ш. Бронте, а тут холодноватая ирония. Но с этим можно подождать.

Г. Сенкевич. Огнём и мечомКрестоносцы.

Самое чтение в таком возрасте. Романтично, боевито, обаятельно, переживательно... Не то чтоб очень глубоко, но кругозора прибавляет.

Д. Голсуорси. Сага о Форсайтах.

Может, во мне говорит выпускник английской школы, прочитавший её в обязательном порядке, но почему-то именно эта "средняя" книга дала что-то вроде системы координат, чтобы ориентироваться на стыке XIX-XX веков и дальше — до Второй мировой войны. Чувство времени как смены стилей — вот что он может дать, по-моему. Популярно, поверхностно, но для начала — очень надёжные привязки. В последнее время сталкиваюсь с тем, что дети не различают XIX и XX века, не чувствуют разницу между довоенной и послевоенной культурой. Это серьёзная проблема, и надо тут, мне кажется, соломки подстелить. У нас-то в это время шла совсем другая история, и стиль у неё другой.

Т. Манн. Будденброки.

В школе я это не читала, но если бы попалось — наверняка бы очень понравилось. Книга, которая прикидывается степенной и основательной, а на самом деле держится на таком юном и отчаянном нерве. Мрачна, правда, ближе к концу, как злой затравленный подросток. У Манна есть ещё довольно лёгкая вещь «Королевское высочество». Остальное у него уже не для детей.

Р. ПилчерИскатели раковин. Возвращение домойСентябрь. Канун Рождества.

Бытописательные обаятельные книги (женская проза). Англия во время Второй мировой войны — мы слишком мало об этом знали, между прочим. И вполне современная (то есть 1980-х годов) Англия. И об этом мы тоже мало знаем. В последней книге этакая приходская утопия, правда, кое-что там будет для нас странно. Читается достаточно легко, девочкам, наверно, понравится больше. Издавалась у нас совсем недавно в серии «У камина» (такие клетчатые томики, их чаще всего выставляют в сентиментальных разделах, иногда — в современной прозе: книги-то вполне серьёзные).

ТЕПЕРЬ МЕНЕЕ УВЕСИСТЫЕ ТЕКСТЫ

Ален Фурнье. Большой Мольн.

Такая юная, грустная, щемяще-романтическая сказочка.

Харпер Ли. Убить пересмешника.

Все её любят, я — нет, но это не аргумент. Дети могут и полюбить.

С. Лагерлёф. Сага о Йосте Берлинге.

Она по-своему не хуже Нильса с дикими гусями. И жутковата, и красива, и очень любопытна. Мы такой Скандинавии себе не представляли.

Р. Роллан. Кола Брюньон.

В противовес всякому модерну-декадансу. И, кстати, для привычки к взрослой откровенности: тут она стилизована под простонародную грубоватую прямоту.

Л. ФранкУченики Иисуса.

Германия после войны. Восстановление справедливости, мальчишки — Робин Гуды и всякие серьёзные проблемы. Книжка более чем средняя (да ещё и переведена не ахти), но я всё о своём: кругозору нам, кругозору... А читается легко, сюжет лихой.

У. Голдинг. Повелитель мух.

Обязательно надо подсунуть — хотя бы в качестве прививки от озверения.

ДСэлинджер. Над пропастью во ржиРассказы.

Последний в списке, потому что у многих вызывает шок. Если дитя совсем ещё малое, так лучше придержать, мне кажется, годик-другой. Но читать обязательно, конечно.

КНИГИ "УЖЕ ЗА ГРАНЬЮ"

Э. Ремарк. Три товарищаНа западном фронте без перемен.

В сущности, очень юные книги. Но кое-кого шокирует обилие спиртного и проч.

Э. Хемингуэй. Прощай, оружие! Рассказы.

Рассказы лучше, как мне кажется. Да всё можно читать.

Г. Бёлль. Дом без хозяина.

Всё остальное у него не для детей, конечно. А с этого можно начать. Ещё «Бильярд в половине десятого», мне кажется, пройдёт без серьёзного шока.

М. Митчелл. Унесённые ветром.

С одной стороны — кто ж ещё об этой войне нам расскажет? С другой — ну недетские подробности, конечно... С третьей — не очень обаятельная героиня (особенно для читателей этого возраста), будет, возможно, скучновато... Но кино ещё нуднее.

Т. Уайлдер. Теофил НортДень восьмойМартов­ские иды.

Да всё у него можно читать. Но «Теофил» настолько обаятелен и симпатичен, что от него не оторвёшься. А в остальном много умственных схем, с которыми не так-то просто разобраться (и не всегда хочется соглашаться). А так — большой писатель-то.

И. Во. Возвращение в Брайдсхед.

Не знаю больше ни одной книги, где бы студенческая жизнь была так ностальгически и подробно описана. Потом встаёт, правда, вопрос, куда заводит ханжество и бунт против него... Но это тоже проблематика подростков.

М. СтюартХрустальный гротПолые холмыПоследнее волшебство.

История Мерлина и через него — Артура. Книги великолепные, реконструкция исторически очень проработанная, достоверная — насколько достоверны наши знания об этих временах. А следы римской жизни в старой доброй Англии... А визит в Византию... А путеводитель по разным культам в ту эпоху, когда везде была мешанина верований... А пейзажи у неё какие... А Мерлин какой обаятельный рассказчик... В общем, попробуй не влюбись. Правда, третья книга уже слабее, а попытки продолжать — ещё бледнее.

Г.Л. Олди. Одиссей, сын Лаэрта.

Если кто-то ещё не в курсе: это не англичанин, это два русскоязычных автора из Харькова (Громов и Ладыженский). Пишут фэнтези и вот такие романы — реконструкции мифов. Очень качественно пишут и очень необычно, неожиданно. Если возникает законное сомнение (зачем нам реконструкция, когда есть «Одиссея»?), стоит взять книгу, открыть первую страницу текста: "Не сравнивай жизнь со смертью, песнь с плачем, вдох с выдохом и человека с божеством — иначе быть вам тогда подобным слепому Эдипу Фиванскому..." — и решать. Но написано оно вполне по-античному — без скидок на какие-либо приличия. У этих авторов книг много, они неровные. Может быть, лучше начинать даже не с «Одиссея», а с «Ноппэрапона». Книга полегче, посовременнее (по-бледнее...).

НАПОСЛЕДОК ПРО ТРИ "ЭПОПЕИ"

Эти книги для "взрослых" детей — безусловно. Юмор в том, что с двумя из них меня познакомили именно дети — принесли показать, потому что оно того стоило. И я детям благодарна, а вот когда это раз­умно начинать читать — не знаю.

Р. Желязны. Хроники Эмбера.

Особенно хороши первые пять, где рассказчик — Корвин, европеец и эстет. Каким-то образом за каждым его словом чувствуется, что он прожил всю европейскую культуру — вот просто как свою нескладную жизнь (как оно, собственно, и было). Обаятельнейшая книга. И идея истинного мира, по отношению к которому всё остальное — бледный слепок, показана очень убедительно. Советовать перевод нет смысла: вряд ли сейчас удастся достать вариант русскоязычного китайца, который попытался адекватно передать языковые фокусы и игры («Девять принцев в Янтаре», "жжеренные ящерковые окорочка" и проч.).

В. Камша. Красное на красном (цикл «Отблески Этерны»).

Книга, про которую я возопила (дочитав ночью): "Да это «Война и мир» какая-то!" Это, конечно, не «Война и мир» — слишком растянуто в итоге вышло (и навороченно). Но это самое трезвое и адекватное осмысление нашей нынешней смутной жизни — хоть и в одеждах фэнтези, с мечами, парусами, мистикой и жутью. И очень вразумительно, осмысленно описана война. Даже мне было интересно и понятно. Книга умная, жёсткая, но местами натурализма всё же через край. И у автора всеобщая современная обида на веру и верующих. Тут есть о чём, кстати, погово­рить и подумать.

Макс Фрай. Лабиринты ЕхоХроники Ехо.

Сама я не решилась "подсунуть" это ни в каких своих классах никаким, даже самым бесцензурным читателям. Так они и читали это сами по себе, ни у кого не спрашиваясь и ни с кем не обсуждая. Можно считать это моей причудой и крамолой, но всё-таки мне кажется, что это самая качественная наша литература за последние лет десять. Правда, очень недетская. Да и взрослые, как показывает опыт, часто её не понимают — считают низкопробным развлекательным чтивом.

Список, естественно, получился прихотливый и неполный. Имеет смысл добавить к нему то, что потом вспомнится. Или что-нибудь выкинуть. Впрочем, это не более чем шпаргалка, от которой можно просто оттолкнуться, когда ищешь книгу для конкретного ребёнка.


Перейти к первой странице Рекомендательного обзора.


Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
-------------------
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • ОСОШ №1
  • Сайт РУО