БОЛЬШИЕ РОМАНЫ И СЕРЬЁЗНЫЕ ПОВЕСТИ
(РАССКАЗЫ)
В. Гюго.Отверженные.Собор Парижской Богоматери.
Остальное
по вдохновению. В четырнадцать лет «Отверженных» любила страстно. А позже их
вот так всерьёз уже не прочитаешь. «Собор...» понравился меньше, но это дело
личное, а знать-то надо в первую очередь именно его.
Ч. Диккенс.Оливер Твист. Дэвид Копперфилд. Холодный дом. Мартин Чезлвит.
Наш общий друг. Домби и сын(и так далее. Все названия неточные, потому что они у него
всегда накрученные).
Вообще
читаю Диккенса класса со второго. Больше всего любила «Дэвида Копперфилда» —
классе в четвёртом. Позже — «Холодный дом», но тут тоже у каждого свои
пристрастия. Обычно как войдёшь во вкус Диккенса, так уже не оторвёшься.
«Мартин Чезлвит» — книга тяжёлая, злая (насколько Диккенс умеет быть злым),
антиамериканская, между прочим. «Домби и сын» понравился мне, пожалуй, меньше
других. Но существует радиоспектакль с Марией Бабановой в роли Флоренс, с дивной
песней про море. Сейча радиокниги
в моде — так, может, есть возможность разыскать эту давнюю постановку? (слушайте «Диккенс
«Домби и сын»)
Очень достойный вариант. И есть английские фильмы: «Большие надежды» и старый мюзикл
«Оливер!» — совершенно дивный. Нового фильма не видала, а американский Дэвид —
ну, кому-то, может, и понравится, он ничего, только уж очень куцый. Мы ещё читали
Тэккерея «Ярмарку тщеславия» — но это уж для англоманов.
Д. Остин.Гордость и предубеждение.
Моя бы воля, я б всю Остин заставила перечитать
— для прибавления ума. Но, к сожалению, дети не понимают этот тонкий и
насмешливый анализ. Они ждут от неё страстей в духе Ш. Бронте, а тут холодноватая
ирония. Но с этим можно подождать.
Г. Сенкевич.Огнём
и мечом. Крестоносцы.
Самое чтение в таком возрасте. Романтично,
боевито, обаятельно, переживательно... Не то чтоб очень глубоко, но кругозора
прибавляет.
Д. Голсуорси.Сага о
Форсайтах.
Может, во мне говорит выпускник английской
школы, прочитавший её в обязательном порядке, но почему-то именно эта
"средняя" книга дала что-то вроде системы координат, чтобы
ориентироваться на стыке XIX-XX веков и дальше — до Второй мировой войны. Чувство времени как смены
стилей — вот что он может дать, по-моему. Популярно, поверхностно, но для
начала — очень надёжные привязки. В последнее время сталкиваюсь с тем, что дети
не различают XIX и XX века, не чувствуют разницу между довоенной и послевоенной
культурой. Это серьёзная проблема, и надо тут, мне кажется, соломки подстелить.
У нас-то в это время шла совсем другая история, и стиль у неё другой.
Т. Манн.Будденброки.
В школе я это не читала, но если бы попалось
— наверняка бы очень понравилось. Книга, которая прикидывается степенной и
основательной, а на самом деле держится на таком юном и отчаянном нерве.
Мрачна, правда, ближе к концу, как злой затравленный подросток. УМанна есть
ещё довольно лёгкая вещь «Королевское высочество». Остальное у него уже не для
детей.
Р. Пилчер. Искатели раковин.Возвращение
домой. Сентябрь. Канун Рождества.
Бытописательные обаятельные книги (женская
проза). Англия во время Второй мировой войны — мы слишком мало об этом знали,
между прочим. И вполне современная (то есть 1980-х годов) Англия. И об этом мы
тоже мало знаем. В последней книге этакая приходская утопия, правда, кое-что
там будет для нас странно. Читается достаточно легко, девочкам, наверно,
понравится больше. Издавалась у нас совсем недавно в серии «Укамина»
(такие клетчатые томики, их чаще всего выставляют в сентиментальных разделах,
иногда — в современной прозе: книги-то вполне серьёзные).
ТЕПЕРЬ
МЕНЕЕ УВЕСИСТЫЕ ТЕКСТЫ
Ален Фурнье.Большой Мольн.
Такая юная, грустная, щемяще-романтическая
сказочка.
Харпер Ли.Убить пересмешника.
Все её любят, я — нет, но это не аргумент.
Дети могут и полюбить.
С. Лагерлёф.Сага о Йосте
Берлинге.
Она по-своему не хуже Нильса с дикими гусями.
И жутковата, и красива, и очень любопытна. Мы такой Скандинавии себе не
представляли.
Р. Роллан.Кола Брюньон.
В противовес всякому модерну-декадансу. И,
кстати, для привычки к взрослой откровенности: тут она стилизована под
простонародную грубоватую прямоту.
Л. Франк. Ученики Иисуса.
Германия после войны. Восстановление справедливости,
мальчишки — Робин Гуды и всякие серьёзные проблемы. Книжка более чем средняя
(да ещё и переведена не ахти), но я всё о своём: кругозору нам, кругозору... А
читается легко, сюжет лихой.
У. Голдинг.Повелитель мух.
Обязательно надо подсунуть — хотя бы в
качестве прививки от озверения.
Д. Сэлинджер.Над пропастью во ржи. Рассказы.
Последний в списке, потому что у многих
вызывает шок. Если дитя совсем ещё малое, так лучше придержать, мне кажется,
годик-другой. Но читать обязательно, конечно.
КНИГИ
"УЖЕ ЗА ГРАНЬЮ"
Э. Ремарк.Три товарища. На западном фронте без перемен.
В сущности, очень юные книги. Но кое-кого
шокирует обилие спиртного и проч.
Э. Хемингуэй.Прощай,
оружие!Рассказы.
Рассказы лучше, как мне кажется. Да всё можно
читать.
Г. Бёлль.Дом без хозяина.
Всё остальное у него не для детей, конечно. А
с этого можно начать. Ещё «Бильярд в половине десятого», мне кажется, пройдёт
без серьёзного шока.
М. Митчелл.Унесённые ветром.
С одной стороны — кто ж ещё об этой войне нам
расскажет? С другой — ну недетские подробности, конечно... С третьей — не очень
обаятельная героиня (особенно для читателей этого возраста), будет, возможно,
скучновато... Но кино ещё нуднее.
Т. Уайлдер.Теофил Норт. День восьмой. Мартовские
иды.
Да всё у
него можно читать. Но «Теофил» настолько обаятелен и симпатичен, что от него не
оторвёшься. А в остальном много умственных схем, с которыми не так-то просто
разобраться (и не всегда хочется соглашаться). А так — большой писатель-то.
И. Во.Возвращение в Брайдсхед.
Не знаю больше ни одной книги, где бы студенческая
жизнь была так ностальгически и подробно описана. Потом встаёт, правда, вопрос,
куда заводит ханжество и бунт против него... Но это тоже проблематика подростков.
М. Стюарт. Хрустальный грот. Полые холмы. Последнее волшебство.
История Мерлина и через него — Артура. Книги
великолепные, реконструкция исторически очень проработанная, достоверная —
насколько достоверны наши знания об этих временах. А следы римской жизни в
старой доброй Англии... А визит в Византию... А путеводитель по разным культам
в ту эпоху, когда везде была мешанина верований... А пейзажи у неё какие... А
Мерлин какой обаятельный рассказчик... В общем, попробуй не влюбись. Правда,
третья книга уже слабее, а попытки продолжать — ещё бледнее.
Г.Л.
Олди.Одиссей, сын Лаэрта.
Если кто-то ещё не в курсе: это не
англичанин, это два русскоязычных автора из Харькова (Громов и Ладыженский).
Пишут фэнтези и вот такие романы — реконструкции мифов. Очень качественно пишут
и очень необычно, неожиданно. Если возникает законное сомнение (зачем нам реконструкция,
когда есть «Одиссея»?), стоит взять книгу, открыть первую страницу текста:
"Не сравнивай жизнь со смертью, песнь с плачем, вдох с выдохом и человека
с божеством — иначе быть вам тогда подобным слепому Эдипу Фиванскому..." —
и решать. Но написано оно вполне по-античному — без скидок на какие-либо
приличия. У этих авторов книг много, они неровные. Может быть, лучше начинать
даже не с «Одиссея», а с «Ноппэрапона». Книга полегче, посовременнее
(по-бледнее...).
НАПОСЛЕДОК
ПРО ТРИ "ЭПОПЕИ"
Эти книги для "взрослых" детей —
безусловно. Юмор в том, что с двумя из них меня познакомили именно дети —
принесли показать, потому что оно того стоило. И я детям благодарна, а вот
когда это разумно начинать читать — не знаю.
Р. Желязны.Хроники Эмбера.
Особенно хороши первые пять, где рассказчик —
Корвин, европеец и эстет. Каким-то образом за каждым его словом чувствуется,
что он прожил всю европейскую культуру — вот просто как свою нескладную жизнь
(как оно, собственно, и было). Обаятельнейшая книга. И идея истинного мира, по
отношению к которому всё остальное — бледный слепок, показана очень
убедительно. Советовать перевод нет смысла: вряд ли сейчас удастся достать
вариант русскоязычного китайца, который попытался адекватно передать языковые
фокусы и игры («Девять принцев в Янтаре», "жжеренные ящерковые
окорочка" и проч.).
В. Камша.Красное на красном(цикл «Отблески Этерны»).
Книга, про которую я возопила (дочитав
ночью): "Да это «Война и мир» какая-то!" Это, конечно, не «Война и
мир» — слишком растянуто в итоге вышло (и навороченно). Но это самое трезвое и
адекватное осмысление нашей нынешней смутной жизни — хоть и в одеждах фэнтези,
с мечами, парусами, мистикой и жутью. И очень вразумительно, осмысленно описана
война. Даже мне было интересно и понятно. Книга умная, жёсткая, но местами
натурализма всё же через край. И у автора всеобщая современная обида на веру и
верующих. Тут есть о чём, кстати, поговорить и подумать.
Макс Фрай.Лабиринты Ехо. Хроники Ехо.
Сама я не решилась "подсунуть" это
ни в каких своих классах никаким, даже самым бесцензурным читателям. Так они и
читали это сами по себе, ни у кого не спрашиваясь и ни с кем не обсуждая. Можно
считать это моей причудой и крамолой, но всё-таки мне кажется, что это самая
качественная наша литература за последние лет десять. Правда, очень недетская.
Да и взрослые, как показывает опыт, часто её не понимают — считают низкопробным
развлекательным чтивом.
Список, естественно, получился прихотливый и
неполный. Имеет смысл добавить к нему то, что потом вспомнится. Или что-нибудь
выкинуть. Впрочем, это не более чем шпаргалка, от которой можно просто оттолкнуться,
когда ищешь книгу для конкретного ребёнка.
Оксана СМИРНОВА
Источник: Литература (Первое сентября). - 2010. - № 6.
Перейти к первой странице Рекомендательного обзора.