Судьба Николая Герасимовича
Кузнецова изобиловала такими
взлетами и падениями, с которыми мог справиться только человек необычайно
сильной воли и завидного хладнокровия. Когда были необходимы его воинские и
человеческие качества – его возвышали, когда надобность в них уменьшалась –
удаляли от власти. За все годы службы он был дважды контр-адмиралом, трижды
вице-адмиралом, носил четыре звезды на погонах Адмирала Флота и дважды имел
самое высшее звание на флоте - Адмирал Флота Советского Союза. При этом самое
высшее воинское звание во флоте Николай Герасимович получил и в третий раз, но
спустя 14 лет после своей смерти...
Родился 11
(24) июля 1904 года в деревне Медведки ныне Котласского района Архангельской
области в семье казённого крестьянина Герасима Фёдоровича и Анны Ивановны
Кузнецовых. Детство
Николая было трудным. Успел закончить только три класса церковно-приходской школы. Отец после тяжелой болезни умер в 1915
году. Николаю пришлось идти
«в люди» - в чайную купца Попова в Котласе. Там он мыл посуду, прибирал кухню,
словом, делал все, что приказывал хозяин.
В конце 1919 года, в самый разгар
гражданской войны, прибавив себе 2 года, Николай Кузнецов поступил добровольцем
на один из кораблей Северо-Двинской военной флотилии, созданной в 1918 году по
решению правительства в связи с высадкой на Севере англо-американских
интервентов.
Но уже феврале 1920 года интервенты были
побеждены, флотилию расформировали. Кузнецов был отправлен в Петроград в подготовительную
школу для поступающих в военно-морское училище. В 1925 году он стал коммунистом.
С отличием окончил
в 1926 году Военно-морское училище.
Попросил направить его на один из кораблей Черноморского флота. Его назначили
вахтенным начальником на новый крейсер «Червона Украина». В 1932
году с отличием закончил Военно-морскую академию. Здесь
Кузнецов получил солидное оперативно-тактическое образование, много времени уделял
изучению иностранных языков и даже сдал экзамены на звание переводчика
немецкого и французского языков. От назначения на штабную работу Кузнецов
отказался, пошёл на тот же корабль старшим помощником, чтобы стать потом настоящим
командиром корабля, быть готовым отвечать на корабле за всё. В
1934-1936 гг. служил командиром крейсера «Червона Украина».
В 1936 году он
был назначен военно-морским атташе при советском посольстве в Испании и главным
военно-морским советником. Его миссия
была непростой. Согласно своему дипломатическому статусу Н.Г. Кузнецов не мог
распоряжаться и командовать, он мог только убеждать и советовать, но он успешно
справлялся с поставленной задачей. Его в Испании называли «альмиранте Николас»,
хотя он был в ту пору только капитаном 1 ранга. Он участвовал в боевых походах
испанской эскадры, испытал налеты франкистской авиации на военно-морские базы
республиканцев. Позже Н.Г. Кузнецов вспоминал: «Наконец мы воочию убедились, …как
внезапным ударом можно повлиять на весь ход войны».
После возвращения из Испании в 1937 году Николай
Герасимович был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.
В 1937-1939
годах заместитель, а затем командующий Тихоокеанским флотом. В 1939 году в возрасте 35(!) лет он стал народным
комиссаром Военно-Морского Флота СССР (оставался им до 1946). Для этого
поистине космического взлета были веские основания. Ни один из флотских руководителей
того периода не имел такого боевого опыта, как Н.Г. Кузнецов. Повлияли и чисто
человеческие качества Кузнецова. Ему было чуждо самодовольство, характерны высокий профессионализм,
принципиальность в решении служебных дел, требовательность не только к
подчиненным, но и к себе. Николая Герасимовича отличали самостоятельность
суждений о развитии флота, решимость в критических ситуациях принимать
ответственные решения на
свой страх и риск, чего, к сожалению, не хватало многим военачальникам.
В стране шли репрессии. Во второй половине 30-х
годов по существу было обезглавлено все руководство ВМФ. И первое, с чем столкнулся
Николай Герасимович на новом посту, - кадровая проблема. Н.Г. Кузнецов многое сделал
для того, чтобы Военная Коллегия Верховного Суда СССР пересмотрела дела
командиров флота, осужденных якобы за вредительство и шпионаж. И не случайно
среди военных моряков укрепилось мнение о наркоме ВМФ как о мужественном и «на
редкость порядочном человеке». Кузнецов в эти годы стал инициатором открытия новых морских училищ и
морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ). При его активном участии
были приняты дисциплинарный и корабельный уставы ВМФ. 24 июля 1939 года по его
инициативе введён День Военно-Морского Флота.
Накануне и в годы Великой Отечественной войны
особенно ярко раскрылся талант Н.Г. Кузнецова как военачальника. Его большой заслугой
является то, что еще в 1939 году он ввел в действие трехстепенную систему оперативной
готовности сил ВМФ, позволявшая в короткий срок, за несколько часов,
подготовить флот к отражению внезапного нападения противника.
4 июня 1940
года ему было присвоено воинское звание «адмирал». В 1941 его назначили председателем
Главного военного совета ВМФ. Он был главнокомандующим ВМС во время Великой
Отечественной войны 1941-1945 годов.
19 июня 1941
года Нарком ВМФ СССР Н.Г.Кузнецов приказал командующим флотами и флотилиями
западных направлений объявить «готовность № 2». Помимо прочего это значило:
рассредоточить и затемнить корабли и главные базы. А после 23 часов 21 июня
1941 года Н.Г.Кузнецов передал сигнал – «готовность № 1». Нарком лично позвонил
в Таллин (Балтийский флот), в Полярное (Северный флот), в Севастополь
(Черноморский флот) и приказал, не дожидаясь посланного сигнала, немедленно
перевести флоты на высшую готовность – боевую. Решение о
приведении ВМФ в боевую готовность №1 далось Н.Г. Кузнецову нелегко. Ведь
Сталин до последней минуты был уверен, что фашистская Германия не нападет на Советский
Союз, за такое самоуправство можно было поплатиться жизнью.
От Ледовитого
океана до Чёрного моря гремели на кораблях колокола громкого боя – боевая
тревога. В 2 часа 40 минут 22 июня 1941 года флоты перешли на высшую ступень
готовности. Когда начнётся война и начнётся ли она в ту ночь или в другую,
никто не знал. Но каждый был на своём посту: лётчик флотской авиации – у
самолёта, корабельный матрос – на корабле, зенитчик и артиллерист – на позициях
батареи. Сигнал действовал. 22 июня 1941 года ВМФ СССР встретил врага во всеоружии.
Не были потеряны в тот день ни один корабль, ни один самолёт, не был допущен на
наше побережье ни один десант, не была взята врагом с моря ни одна база – ни
тогда, ни в течение всей войны. Молодой нарком выдержал испытание на военную и
государственную зрелость.
Во время войны Кузнецов оперативно и
энергично руководил флотом, координируя его действия с операциями прочих
Вооружённых Сил. Под его руководством Военно-Морской Флот с честью выполнил
поставленные перед ним задачи, потопив более 1300 вражеских кораблей и
уничтожив 5509 фашистских самолетов. Военные моряки доставляли в осажденный
Ленинград продовольствие, топливо, вывозили из него детей, раненых и больных
по «Дороге жизни» через Ладогу вместе с армейскими автомобилистами - героями
ледовой трассы и мужественными летчиками транспортной авиации. И ленинградцы
никогда не забудут об этом. Кузнецов был членом Ставки Верховного
Главнокомандования, постоянно выезжал на корабли и фронты. Флот предотвратил
вторжение на Кавказ с моря. Большую роль в противодействии противнику сыграли
морская авиация и подводный флот.
31 мая 1944
года ему было присвоено воинское звание «адмирал флота», это звание приравнено
к званию Маршала Советского Союза. 14 сентября 1945 года за заслуги в деле
руководства ВМФ в годы Великой Отечественной войны Кузнецову присвоено звание Героя
Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Перейти к продолжению
Перейти на страницу Н.Г. Кузнецов