Виктор Петрович АСТАФЬЕВ (1924–2001)
- русский писатель.
Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка
Красноярского края, в семье крестьянина. Через несколько лет после рождения
сына Пётр Астафьев попал в тюрьму с формулировкой «вредительство». В семь лет
мальчик потерял мать - она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны.
В. П. Астафьев не смог привыкнуть к этой потере. Заступницей и кормилицей
мальчика стала его бабушка - Екатерина Петровна.
Выйдя из заключения, отец
будущего писателя женился во второй раз. С отцом и мачехой Виктор попал в
Игарку (город в заполярье, в зоне распространения вечной мерзлоты) - сюда
выслан с семьей раскулаченный дед Павел. "Диких заработков", на
которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она «выжила»
пасынка из дома. Мальчик лишился крова и средств к существованию, бродяжничал,
затем попал в детдом-интернат.
Учитель школы-интерната сибирский
поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в Викторе склонность к
литературе и развивал ее. Одно его школьное сочинение признали лучшим. У этого
сочинения очень характерное название: "Жив!" Позже события, описанные
в нем, предстали в рассказе "Васюткино озеро". Разумеется, в новой
форме, по-писательски.
Окончив школу-интернат, подросток
зарабатывал себе на хлеб в станке Курейка. "Детство мое осталось в далеком
Заполярье, - напишет спустя годы В. П. Астафьев. - Дитя, по выражению деда
Павла, "не рожено, не прошено, папой с мамой брошено", тоже куда-то
девалось, точнее - откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша
вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры".
"Самостоятельную жизнь я
начал сразу, безо всякой подготовки", - писал Астафьев. В 1941-1942 годах он
учился в школе Фабрично-заводского ученичества.
В 1942 году ушёл добровольцем на
фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года
был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До
конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. В 1944 году в Польше
был контужен. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной
Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и
"За освобождение Польши".
После демобилизации в 1945 году В.
П. Астафьев вместе со своей женой -- рядовой Марией Семеновной Корякиной поехал
на ее родину -- город Чусовой на западном Урале (в Пермской области). По
состоянию здоровья Виктор уже не мог вернуться к своей специальности и, чтобы
кормить семью, работал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком
мясных туш, вахтером мясокомбината. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был
опубликован его первый рассказ «Гражданский человек». В Перми вышла и первая
книга Астафьева «До будущей весны» (1953).
В 1959–1961 учился на Высших
литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не
только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в
журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов
Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам
(повесть «Стародуб», 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть «Кража», 1966).
Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего
сиротского детства и юности, объединены им в цикл «Последний поклон»
(1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.
В творчестве Астафьева в равной
мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов –
военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях,
написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная
война предстает как великая трагедия.
В повести «Пастух и пастушка»
(1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль»,
рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных
и навеки разлученных войной.
Деревенская тема наиболее полно и
ярко воплотилась в повести «Царь-рыба» (1972-1975) (1976; Государственная
премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в
рассказах». Сюжетной канвой «Царь-рыбы» стали впечатления писателя от поездки
по родному Красноярскому краю.
Автор - не любопытствующий
собиратель географических сведений, а человек, с детства изведавший суровую
печаль северной земли и не забывший, не разуверившийся в ее красоте и правде. И
один из ведущих героев "Повествования" - Акимка - родился и вырос в Заполярье, а
потому хорошо знает его.
Многое в повести вызывает
восхищение. Живопись, богатство красок, размах, буйство и удаль языка, дар
реалистического описания создают высшую достоверность. Талант создания характеров
столь колоритных и зримых, что, кажется, стоит поехать - и встретишь их на
берегах Енисея: Акимку, Колю, Командора, Грохотало...
«Царь-рыба» написана в открытой,
свободной, раскованной манере. Прямой, честный, безбоязненный разговор о
проблемах актуальных и значимых: об утверждении и совершенствовании разумных
связей современного человека и природы, о мере и целях нашей активности в
"покорении" природы. Это проблема не только экологическая, но и
нравственная; как сделать, чтобы сохранить и приумножить земное богатство, как
спасти и обогатить красоту природы. Прозаик с горечью пишет об истреблении
природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека.
Сознание серьезности этой проблемы необходимо каждому, чтобы не истоптать, не
повредить природу и себя огнем бездушия и глухоты. Тупым браконьерством
Грохотало и Командора или холодным рассудочным эгоизмом Гоги Герцева.
Документально-биографическая
основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от
ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной
достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в
главах-легендах «Царь-рыба» и «Сон о белых горах». Астафьев не обошел в
«Царь-рыбе» главный «камень преткновения» деревенской прозы –
противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не
помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным.
В 1980 году Астафьев переехал
жить на родину - в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период
его творчества. В Красноярске и в Овсянке - деревне его детства - им написаны
роман "Печальный детектив" (1985) и такие рассказы, как
"Медвежья кровь" (1984), "Жизнь прожить" (1985),
"Вимба" (1985), "Светопреставление" (1986), "Слепой
рыбак" (1986), "Ловля пескарей в Грузии" (1986), "Тельняшка
с Тихого океана" (1986), "Голубое поле под голубыми небесами"
(1987), "Улыбка волчицы" (1989), "Мною рожденный" (1989),
"Людочка" (1989), "Разговор со старым ружьем" (1997).
В 1987 году Астафьев с женой
взяли к себе на воспитание внуков - детей своей рано ушедшей из жизни дочери.
В 1989 году В. П. Астафьеву
присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В пьесе «Прости меня» (1980),
действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и
смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики
показано лицо войны в повести «Так хочется жить» (1995) и в романе «Прокляты и
убиты» (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не
считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре
после публикации романа «Прокляты и убиты» Астафьев был награжден премией «Триумф»,
ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.
Большинство рассказов, написанных
им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой».
Писатель без восторга воспринял
перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал,
что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было
характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести
только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести «Печальный
детектив» (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с
преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора
– ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и
немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика
повести: «Печальному детективу» более, чем другим произведениям Астафьева,
свойственна публицистичность.
В годы перестройки Астафьева
пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако
талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической
ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после
долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно
дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной
«культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали
видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.
Жанр миниатюрных эссе, в котором
много работал Астафьев, он назвал «Затесями», символически связав свою работу
со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России,
в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). В 1998 году он был
удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного
литфонда и премии имени Аполлона Григорьева Академии русской современной
словесности.
"Ни дня без строчки" -
это девиз неутомимого труженика, истинно народного писателя.
Умер Астафьев в с.Овсянка
Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.