АБРАМОВ Федор Александрович (1920 — 1983) - писатель,
публицист, один из наиболее известных представителей так называемой деревенской
прозы — важнейшей ветви русской литературы 1960-1980-х годов.
Родился 29 февраля в
деревне Веркола Архангельской области в многодетной семье
крестьянина-старовера. В два года лишился отца. Окончил сельскую школу.
В 1938 поступил в
Ленинградский государственный университет. В первые же дни Великой
Отечественной войны с третьего курса пошел в народное ополчение и в течение
лета и осени 1941 участвовал в обороне Ленинграда. Из-за ранения самые тяжелые
месяцы блокады находился в Ленинграде, был эвакуирован по льду Ладожского
озера. Летом 1942 вернулся в армию, но как нестроевик был оставлен в тыловых
частях на политработе. Служил заместителем политрука роты, учился в
военно-пулеметных частях, затем был направлен в контрразведку «Смерш» (смерть
шпионам).
Награждён орденом
Отечественной войны 2-й степени и медалями. После демобилизации закончил
университет и аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию по творчеству М.
Шолохова.
В 1949 впервые
выступил в печати в качестве литературного критика. В статье «Люди колхозной
деревни в послевоенной литературе» («Новый мир», 1954), вызвавшей резкую
отповедь официозной критики, сказал о лакировочном изображении деревни в прозе
тех лет.
В 1958 вышел
первый роман Ф. Абрамова "Братья и сестры", рассказавший о военных
годах в глухой архангельской деревне. Роман «Дом», заключительный в тетралогии
«Братья и сестры», появился в 1978. Он посвящен современной автору
действительности — деревне 70-х. «Дом» — одно из важнейших понятий для
Абрамова, заключающее в себе все пласты человеческого существования — личную жизнь
семьи, общественную жизнь деревни, положение России в целом. Отдавая себе отчет
в неблагополучии русского народа, Абрамов все же ищет тех его представителей,
которые позволят сохранить надежду на возрождение исконного русского характера,
попытаются заново отстроить полуразрушенный историей «дом».
Один из наиболее
трезвых и социально мыслящих «деревенщиков», Абрамов был чужд утопизма и
идеализации. Зная русский Север и подолгу живя в родной Верколе, он сознавал,
что «старая деревня с ее тысячелетней историей уходит сегодня в небытие...
Рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой всколосилась
вся наша национальная культура». Оттого он так пристально вглядывался в
созданный деревенским укладом тип человека — с его слабостями и противоречиями,
но и с нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном
строе. Отличаясь скупой и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем
бережно сохранял речевую стихию русского Севера.
До 1960
преподавал и заведовал кафедрой советской литературы в Ленинградском
государственном университете, затем полностью отдался литературному
творчеству.,
В 1968 написал
роман "Две зимы и три лета", затем "Пути-перепутья" (1973),
продолжившие деревенскую тему.
В 1975 получил
Государственную премию за романы, составившие трилогию "Пряслины",
посвященную жизни русской деревни в военные и послевоенные годы.
В разные годы
опубликованы получившие широкое признание повести: "Безотцовщина"
(1961), "Пелагея" (1969), "Деревянные кони" (1970),
"Алька"(1972).
В последние годы
жизни вышла повесть "Мамониха" и сборник рассказов
"Трава-марава".
Произведения
Абрамова неоднократно инсценировались для театров.
Параллельно
Абрамов был занят публицистикой, выступал на телевидении и радио. В
публицистике писатель опирался прежде всего на факты, а не на собственные
умозрительные построения или подновленные почвеннические мифы. В 1963 за очерк
«Вокруг да около» о наболевших вопросах сельской жизни, вызвавший ожесточенную
полемику, он был выведен из редколлегии журнала «Нева». В 1979 Абрамов
опубликовал в газете «Пинежская правда» открытое письмо землякам «Чем
живем-кормимся» (перепечатанное затем центральной «Правдой»), где упрекал их в
утрате хозяйского отношения к земле, к деревенскому обиходу. Письмо вызвало
широкий резонанс, но было воспринято неоднозначно, поскольку Абрамов критиковал
не начальство, разрушающее сельское хозяйство безграмотным руководством, а
самих крестьян.
Умер Абрамов в
1983. Похоронен рядом со стенами Артемиево-Веркольского монастыря, вопросом
восстановления которого был озабочен в конце жизни.
Некоторые
произведения Абрамова не дошли до читателя при жизни автора. Наиболее важное из
них — повесть «Поездка в прошлое», задуманная еще в начале 60-х, увидела свет
только в 1989. После смерти были изданы сборники публицистики "Чем
живем-кормимся" (1986), "Слово в ядерный век", "О хлебе
насущном и хлебе духовном" (1987). В 1993 - 1994 увидели свет ранее не
опубликованные произведения - "Три рассказа", "Житие
Максима" (журнал "Аврора"). Последнее значительное произведение
Абрамова «Чистая книга» — итог размышлений писателя над судьбами России — так и
осталось незавершенным.