Четверг, 25.04.2024, 10:06Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Биография



     АБРАМОВ Федор Александрович (1920 — 1983) - писатель, публицист, один из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы — важнейшей ветви русской литературы 1960-1980-х годов.

     Родился 29 февраля в деревне Веркола Архангельской области в многодетной семье крестьянина-старовера. В два года лишился отца. Окончил сельскую школу. 

     В 1938 поступил в Ленинградский государственный университет. В первые же дни Великой Отечественной войны с третьего курса пошел в народное ополчение и в течение лета и осени 1941 участвовал в обороне Ленинграда. Из-за ранения самые тяжелые месяцы блокады находился в Ленинграде, был эвакуирован по льду Ладожского озера. Летом 1942 вернулся в армию, но как нестроевик был оставлен в тыловых частях на политработе. Служил заместителем политрука роты, учился в военно-пулеметных частях, затем был направлен в контрразведку «Смерш» (смерть шпионам).

     Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями. После демобилизации закончил университет и аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию по творчеству М. Шолохова.

     В 1949 впервые выступил в печати в качестве литературного критика. В статье «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» («Новый мир», 1954), вызвавшей резкую отповедь официозной критики, сказал о лакировочном изображении деревни в прозе тех лет.

     В 1958 вышел первый роман Ф. Абрамова "Братья и сестры", рассказавший о военных годах в глухой архангельской деревне. Роман «Дом», заключительный в тетралогии «Братья и сестры», появился в 1978. Он посвящен современной автору действительности — деревне 70-х. «Дом» — одно из важнейших понятий для Абрамова, заключающее в себе все пласты человеческого существования — личную жизнь семьи, общественную жизнь деревни, положение России в целом. Отдавая себе отчет в неблагополучии русского народа, Абрамов все же ищет тех его представителей, которые позволят сохранить надежду на возрождение исконного русского характера, попытаются заново отстроить полуразрушенный историей «дом».

     Один из наиболее трезвых и социально мыслящих «деревенщиков», Абрамов был чужд утопизма и идеализации. Зная русский Север и подолгу живя в родной Верколе, он сознавал, что «старая деревня с ее тысячелетней историей уходит сегодня в небытие... Рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой всколосилась вся наша национальная культура». Оттого он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека — с его слабостями и противоречиями, но и с нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь скупой и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.

     До 1960 преподавал и заведовал кафедрой советской литературы в Ленинградском государственном университете, затем полностью отдался литературному творчеству.,

     В 1968 написал роман "Две зимы и три лета", затем "Пути-перепутья" (1973), продолжившие деревенскую тему.

     В 1975 получил Государственную премию за романы, составившие трилогию "Пряслины", посвященную жизни русской деревни в военные и послевоенные годы.

     В разные годы опубликованы получившие широкое признание повести: "Безотцовщина" (1961), "Пелагея" (1969), "Деревянные кони" (1970), "Алька"(1972).

     В последние годы жизни вышла повесть "Мамониха" и сборник рассказов "Трава-марава".

     Произведения Абрамова неоднократно инсценировались для театров.

     Параллельно Абрамов был занят публицистикой, выступал на телевидении и радио. В публицистике писатель опирался прежде всего на факты, а не на собственные умозрительные построения или подновленные почвеннические мифы. В 1963 за очерк «Вокруг да около» о наболевших вопросах сельской жизни, вызвавший ожесточенную полемику, он был выведен из редколлегии журнала «Нева». В 1979 Абрамов опубликовал в газете «Пинежская правда» открытое письмо землякам «Чем живем-кормимся» (перепечатанное затем центральной «Правдой»), где упрекал их в утрате хозяйского отношения к земле, к деревенскому обиходу. Письмо вызвало широкий резонанс, но было воспринято неоднозначно, поскольку Абрамов критиковал не начальство, разрушающее сельское хозяйство безграмотным руководством, а самих крестьян.

     Умер Абрамов в 1983. Похоронен рядом со стенами Артемиево-Веркольского монастыря, вопросом восстановления которого был озабочен в конце жизни.

    Некоторые произведения Абрамова не дошли до читателя при жизни автора. Наиболее важное из них — повесть «Поездка в прошлое», задуманная еще в начале 60-х, увидела свет только в 1989. После смерти были изданы сборники публицистики "Чем живем-кормимся" (1986), "Слово в ядерный век", "О хлебе насущном и хлебе духовном" (1987). В 1993 - 1994 увидели свет ранее не опубликованные произведения - "Три рассказа", "Житие Максима" (журнал "Аврора"). Последнее значительное произведение Абрамова «Чистая книга» — итог размышлений писателя над судьбами России — так и осталось незавершенным.



Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
-------------------
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №1"
  • Сайт РУО