Суббота, 27.04.2024, 04:50Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека МБОУ "ОСОШ №2" п.Октябрьский (12+)
Меню сайта
НОШ, Пресс-центр
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Дневник библиотекаря


Главная » 2012 » Июль » 8 » Критическое мышление
Критическое мышление
21:59
Читаю статью М.Ю. Демидовой "Естественно-научный цикл: читательские умения" (Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 214-220).
Автор поясняет каким образом проверяется уровень умения подростков работать с текстом (PISA).
"Задания для проверки первой группы умений предполагают поиск и выявление информации, предоставленной в явном виде. При этом для естественно-научных блоков наиболее характерна проверка умений: вычленять информацию, заданную в явном виде (приводить примеры из текста, подтверждающие данное высказывание, выделять в тексте описанный метод исследования и т.п.), определять значение естественно-научных терминов, сопоставлять информацию из разных частей текста (сопоставлять информацию, предоставленную в разных знаковых системах - текст и рисунки или фотографии; описывать на основе текста значение графических символов), устанавливать в тексте последовательность действий (определять последовательность событий в тексте, ранжировать объекты на основе информации из текста).
Для пятиклассников в этой группе заданий наиболее сложным оказалось задание на определение основной цели создания текста, которое приведено ниже.
   На сайте интернет-магазина Валере встретился следующий текст о магнитах: " Магнит на холодильник "Балалайка" - компактный и оригинальный подарок. Балалайка - это символ России, её культуры. Этот самобытный русский инструмент известен всему миру, поэтому человек, которому вы подарите такой магнит, будет каждый день, замечая его на холодильнике, вспоминать о вас и о нашей гостеприимной стране".
   Какую основную цель преследовал автор, когда создавал этот текст и размещал его на сайте? Обведи номер выбранного ответа:
1. Проинформировать о том, что балалайка - символ России.
2. Напомнить, что нужно чаще дарить подарки близким людям.
3. Рассказать о гостеприимстве людей в нашей стране.
4. Убедить покупать магнит на холодильник "Балалайка".
Задания второй группы требуют обобщения и интерпретации информации, представленной в тексте, преобразования информации из одной знаковой системы в другую, формулировки оценочных суждений по содержанию текста.
Примером задания на проверку умения делать выводы на основании информации из текста, адекватно воспринимая используемые выразительные средства языка, служит следующее задание.
В тексте "Загадочное исчезновение" приведена цитата Дж. Г. Симсона. Говоря о процессе вымирания динозавров, он использует такое выражение: "...занавес на мгновение упал и тотчас взвился вновь..." На какую особенность процесса вымирания динозавров хотел обратить внимание читателей Дж. Г. Симпсон, используя эти слова? Запиши свой ответ.
(Подростки должны были понять, что даётся указание на малый период, в течение которого вымерли динозавры).

Достаточно сложными для наших учащихся оказались задания на выделение недостающей информации. Пример:
"Покупаем мусор"
В Москве появились "ФАНДОМАТЫ" - аппараты, предназначенные для покупки у населения алюминиевых банок и пластиковых бутылок.
Аппарат очень прост в обращении. Пустую бутылку нужно положить в специальное окошко приёма и через 3-4 секунды "ФАНДОМАТ" выдаст деньги. После сбора банки и бутылки отправляются на переработку.

Рис. Пятилетний Саша привыкает к раздельному сбору мусора.
Задание
Из приведённых ниже вопросов выбери тот, на который НЕЛЬЗЯ получить ответ, прочитав этот текст и рассмотрев рисунок.
Обведи номер выбранного вопроса:
1. Сколько времени занимает процесс приёма банки или бутылки в фандомате?
2. Сколько денег можно получить, сдав в фандомат одну пластиковую бутылку?
3. Как используются купленные у населения при помощи фандоматов пластиковые бутылки?
4. Сможет ли пятиклассник достать в фандомате до окошка сбора бутылок?
Есть задания и для проверки третьей группы умений."
Они рассчитаны на использование информации из текста при решении учебно-познавательных задач. Отличительная черта этой группы заданий - их конструирование на основе внетекстовых ситуаций. Здесь надо применять знания, полученные на уроках или самостоятельно в рамках учебных предметов.
А ещё предлагается оценить достоверность приводимой в тексте некой информации на основе имеющихся знаний и жизненного опыта.

Короче, с детьми надо работать и работать, чтобы они научились выуживать из информации всё, что только можно.
Родители! больше читайте детям разнообразных книг и обсуждайте прочитанное! Только так дети станут по-настоящему грамотными! и начинать надо с детского сада!


Просмотров: 1118 | Добавил: Редьярд | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
-------------------
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №2"
  • Информационно-ресурсный центр
  • Сайт МБОУ "ОСОШ №1"
  • Сайт РУО